В России направление этики и комплаенс-менеджмента продолжает активно развиваться и набирать популярность. Все больше компаний стремятся соответствовать мировым практикам ведения бизнеса и пройти международную сертификацию. О том, что собой представляет этот процесс, зачем он нужен и как успешно осуществить его, рассказывает Евгений Глазов, директор по этике и комплаенсу AB InBev Efes. Компания является лидером пивоваренного рынка и первая в FMCG-сегменте прошла сертификацию по новейшему стандарту ISO 37301:2021.
Этика ведения бизнеса представляет собой совокупность принципов работы, которых придерживается каждый сотрудник компании, основанных на требованиях закона, корпоративных политиках и общепринятых нормах морали. К ним относятся не только такие широко известные базовые правила, как честность, открытость, ответственность и уважение человеческих прав, но и способность действовать эффективно, соблюдая правовые нормы.
Этика ведения бизнеса: для чего она нужна
Понятия «право» и «этика» — как в жизни, так и в бизнесе — близки, но не идентичны. В чем разница? Этика подразумевает постоянное развитие культуры честности, прозрачности и уважения (в отношении бизнес-партнеров и внутри трудовых коллективов) в организации. За контроль над соблюдением правовых и корпоративных норм отвечает сфера комплаенса. Оба направления тесно связаны друг с другом и служат общим целям: регламентации деятельности компании, приверженности внутренним и внешним требованиям, предотвращению нарушений, поддержанию комфортного и уважительного климата в коллективе.
Соблюдение норм корпоративной этики и комплаенса — одна из главных «потребностей времени» наряду с устойчивым предпринимательством и формированием культуры компании. Причем бизнес под этим понятием подразумевает далеко не только практику корпоративного управления. Сюда также входят вопросы, потенциально сопряженные с юридическими и репутационными рисками: антимонопольная политика, противодействие коррупции, работа с конфликтами интересов, предотвращение дискриминации и домогательств, защита конфиденциальных данных и многие другие.
В современной предпринимательской среде все активнее распространяется представление о том, что порядочность, прозрачность и этичное ведение бизнеса (не говоря уже о соответствии закону) — это не просто «похвально и хорошо», но и эффективно для бизнеса. Безупречная репутация значительно расширяет возможности компании, повышая интерес со стороны инвесторов, партнеров, соискателей, широкой общественности, а также помогает укрепить доверие регуляторов.
Внедрение и развитие корпоративной культуры носит фундаментальный характер, подразумевает разработку стабильной долгосрочной стратегии и поэтому не может ограничиваться «разовым» или «временным» набором активностей.
Чтобы обеспечить комплексное соблюдение норм этики и минимизировать комплаенс-риски в компании, важно создавать соответствующие внутренние подразделения или привлекать сторонних специалистов, а также разрабатывать и популяризировать специальные кодексы и политики.
Такие отделы анализируют текущую ситуацию на предприятии, собирают данные из всех доступных источников, разрабатывают карту рисков и кризисные сценарии, отслеживают законодательные изменения, вносят корректировки в регламентирующие документы, а также информируют сотрудников о правилах и обновлениях политик компании. Кроме того, комплаенс контролирует соблюдение этических и законодательных норм и принимает меры в случае их несоблюдения, а также внедряет практики, направленные на предотвращение нарушений в будущем.
Подкрепить намерение вести бизнес в правовом и этичном поле могут помочь внутренние кодексы делового поведения, политики по противодействию коррупции и урегулированию конфликтов, декларации информирования о нарушениях и другие нормативные акты. В нашей организации разработано, утверждено и доведено до сведения всех сотрудников более 10 документов, регламентирующих правила поведения сотрудников в области этики ведения бизнеса, противодействия коррупции, антимонопольного регулирования, работы с персональными данными, предотвращения конфликтов интересов, закупочной деятельности, противодействия домогательствам и дискриминации, соблюдения прав человека и другие.
Отдельно отмечу связь комплаенса с техническим прогрессом: любая информация о нарушениях этических и законодательных принципов может молниеносно попасть в медийное пространство и стать достоянием общественности. Кроме штрафов за неправомерную деятельность, такая огласка несет в себе огромные имиджевые и репутационные риски, которые, в свою очередь, чреваты финансовыми потерями вплоть до падения капитализации компании и ее банкротства. Именно поэтому мы считаем, что необходимо превентивно работать над устранением корневых причин нарушений и активно популяризируем культуру этики среди наших сотрудников.
Международная сертификация — выбор или необходимость?
Одним из наиболее крупных и значимых институтов по разработке мировых стандартов в различных областях, включая этику и комплаенс, выступает Международная организация по стандартизации — International Organization for Standardization, ISO.
Она ведет работу еще с 1947 г., у ее истоков стояли 25 национальных организаций по стандартизации. Сейчас в состав ISO уже входят представители 167 стран. Россия — полноправный участник с 2005 г.
Цель ISO — содействовать развитию стандартизации и смежных видов деятельности, чтобы обеспечивать международный обмен товарами и услугами, а также сотрудничать в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях. Под стандартизацией подразумевается деятельность, которая способствует систематизации в тех или иных сферах. Чтобы достичь ее, необходимо разработать и внедрить положения, которые будут включать в себя разработку, обнародование и применение определенных нормативов.
С момента основания ISO реализовала более 22 тысяч международных стандартов, которые распространяются практически на все аспекты бизнеса и технологий. Около тысячи из них относятся к продуктам питания и связаны с сельскохозяйственной техникой, логистикой, перевозкой, изготовлением, упаковкой, хранением и маркировкой.
Помимо стандартизации, ISO занимается и проблемами сертификации — подтверждением соответствия тех или иных объектов установленным требованиям. В конечном итоге сертификация нужна, чтобы подтвердить всем заинтересованным сторонам, что продукция, процессы или услуги соответствуют заявленным критериям. В результате предполагается выдача объекту проверки сертификата соответствия. Однако это далеко не гарантированный исход: орган по сертификации уполномочен отказать в случае несоответствия любому критерию стандарта.
При этом международные стандарты, как и получение подтверждения соответствию им, не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Несмотря на то, что сертификация носит добровольный характер и при этом весьма трудозатратна, количество компаний во всем мире, сертифицированных ISO, исчисляется миллионами. С каждым годом все больше организаций стремятся пройти ее авторитетную оценку — чтобы получить преимущества и начать развивать бизнес в направлении устойчивости.
Это касается и России: развитие комплаенса в нашей стране стремительно набирает обороты. В ходе деловых переговоров зарубежные партнеры нередко интересуются ситуацией с комплаенсом в конкретной компании. Иногда предприниматели затрудняются ответить. Тогда у иностранных представителей вполне ожидаемо возникает вопрос о том, входит ли это юридическое лицо в группу риска, насколько этично и ответственно оно ведет бизнес, что существенно снижает уровень доверия.
Крупнейшие игроки российского рынка (AB InBev Efes, Х5 Retail Group, Яндекс, Сбер, МТС, Билайн, METRO, Московская биржа) уже интегрировали этический и комплаенс-менеджмент в повседневную практику.
Процедура сертификации ISO
Сама ISO не проводит оценку соответствия. Она разрабатывает стандарты, на соответствие которым и проводится проверка. Сертификат выдают независимые аккредитованные органы, у которых есть соответствующий аттестат на осуществление таких действий. Они проводят несколько этапов внешнего аудита, по результатам которого принимается решение о возможности выдачи сертификата.
Если компания принимает решение пройти сертификацию по стандартам ISO, ей необходимо обратиться в соответствующий сертифицирующий орган, выстроить процессы в соответствии с требованиями стандарта и затем пройти внешний аудит. Серии разнятся в зависимости от сферы деятельности бизнеса и специфики стандарта. К примеру, серия ISO 9000 описывает модель системы менеджмента качества, а серия 22000 относится к безопасности пищевой продукции — и т.д.
Аудитор обязательно запросит ряд документов: учредительные документы, лицензии, структуру и информацию о штате предприятия, цели и внутренние документы компании и т.д. Их нужно подготовить заранее, а также пройти проверку системы менеджмента качества. Она даст возможность понять, имеются ли несоответствия требованиям стандарта в действующем формате, и поможет определить рекомендации о том, как реорганизовать систему менеджмента.
Компания вправе обратиться в сертифицирующий орган за предварительным аудитом существующей системы менеджмента, чтобы выяснить, рационально ли подавать заявку на сертификацию или текущая система менеджмента не соответствует существенным критериям стандарта и требуется долгосрочная работа по ее модернизации. Если предварительный аудит не выявляет существенных замечаний, наступает этап аудита.
Компания подает заявку и пакет требуемой документации на соответствие стандартам ISO. Сертифицирующий орган формирует заключение, где указано, соответствуют ли процессы и документация компании требованиям ISO, а также указывают замечания, которые необходимо устранить для эффективного функционирования системы и успешной ре-сертификации. В том числе эксперты сертифицирующего органа опрашивают персонал, оценивают процедуры, документацию в выбранной сфере, а также уровень вовлечения менеджмента и сотрудников в область сертификации и квалификацию персонала, осуществляющего деятельность в сертифицируемой области.
Если все нормы соблюдены, компания получает сертификат о соответствии. Он может быть актуален в течение нескольких лет, после чего потребуется перепроверка. Кроме того, раз в год сертифицирующий орган проводит сертификационный аудит. Таким образом, участнику необходимо не только получить желаемый документ, но и постоянно поддерживать соответствующую систему управления, совершенствуя систему комплаенс-менеджмента.
Трудности могут возникнуть при выявлении несоответствий указанным требованиям. В таком случае аудитор выделяет коррекционный срок — около месяца — на исправление ошибок. Если выявлены существенные несоответствия требованиям стандарта — подаваться на сертификацию бессмысленно до устранения таких замечаний, сертификат выдан не будет.
Определенным препятствием может стать и непонимание сотрудниками необходимости в прохождении сертификации: ведь это сложная задача, требующая перестроения и даже создания заново многих процессов. Задачей руководства, а также функции этики и комплаенса является полноценное информирование коллектива о важности и ценности этой процедуры — а также о том, какую выгоду это принесет в дальнейшем.
Новейшим нормативом в области корпоративной этики и комплаенса является стандарт ISO 37301:2021 «Системы менеджмента соответствия — требования и руководство по применению». Он опубликован в апреле 2021 г. и содержит основные принципы для создания, внедрения и совершенствования эффективной системы комплаенс-менеджмента.
Преимущества ISO
Применение ISO 37301:2021 с правовой точки зрения не обязательно, но может дать компании дополнительное конкурентное преимущество. Успешно пройденная сертификация позволяет защитить и укрепить репутацию компании, повысить уверенность третьих лиц в способности организации добиться устойчивого успеха. Также сертификат позволяет сократить издержки бизнеса из-за нарушений политик и процедур компании. В стандарте определен порядок документирования, управления и контроля информации о системе комплаенс-менеджмента.
Подчеркну, что ключевая роль во внедрении системы комплаенса ISO 37301:2021 отведена созданию и укреплению этической культуры. Стандарт определяет факторы, которые способствуют ее поддержанию и развитию, а именно:
-
наставничество, коучинг и собственный пример руководства;
-
тщательная предварительная комплаенс-оценка контрагентов компании, потенциальных кандидатов на позиции в компании;
-
регулярные актуальные тренинги для всего персонала и заинтересованных сторон;
-
работа с заявлениями, проведение внутренних расследований и оперативные и соразмерные действия в отношении лиц, нарушивших политики в области комплаенса, а также внедрение мер, предотвращающих подобные нарушения в будущем;
-
документация деятельности отдела этики и комплаенса;
-
проведение регулярных аудитов и разработка планов по устранению выявленных рисков;
-
доведение до сведения акционеров компании и совета директоров результатов работы системы комплаенс-менеджмента, согласование с ними задач и ключевых показателей эффективности системы, а также получение рекомендаций по улучшению системы.
Опыт AB InBev Efes
Соблюдение принципов добросовестности и деловой этики лежит в основе работы AB InBev Efes, что позволяет обеспечивать устойчивый рост, сохранять стабильность и развиваться вне зависимости от внешних обстоятельств.
С 2018 г. мы выделили комплаенс в отдельную функцию внутри объединенной компании с прямым подчинением нашим акционерам. Здесь ключевую роль для нас играют три направления: противодействие коррупции, антимонопольное регулирование и персональные данные, а также внутренний аудит. Суммарно по этим трекам на данный момент работает восемь человек, а также есть две открытые вакансии.
Уже в том же году отдел этики и комплаенса начал плотное сотрудничество с учебно-методическим центром ФАС, мы вместе провели международный комплаенс-саммит. В 2019 г. эксперты АB InBev Efes присоединились к Ассоциации антимонопольных экспертов России и в 2021 г. — к Антикоррупционной хартии российского бизнеса. При этом мы постоянно совершенствуемся, и получение сертификата по новейшему стандарту ISO 37301:2021 первыми в сегменте FMCG — еще одно этому подтверждение.
Сертификацию осуществляла компания «Бюро Веритас Сертификейшн Русь», которая имеет авторитет в области инспекций и сертификации.
Основная сложность была связана с необходимостью инвентаризировать все текущие комплаенс-процессы, точки контроля и риски, а также соотнести их с языком и логикой стандарта. Это потребовало дополнительной экспертизы и понимания сути ISO. Только после фундаментального анализа нам удалось обозначить зоны роста.
Важно понимать, что получение любого сертификата ISO — это всегда процесс. Мы в AB InBev Efes начали его в октябре 2022 г. Для нас эта процедура стала прекрасной возможностью получить справедливую оценку со стороны наиболее авторитетного ведущего эксперта. Мы гордимся, что наша компания первой в отрасли успешно прошла аудит по этому стандарту и подтвердила соответствие современным международным комплаенс-практикам. Нам удалось еще раз подтвердить высочайшие стандарты: наша деятельность отвечает передовым международным практикам по этике ведения бизнеса, противодействию взяточничеству и коррупции, антимонопольному регулированию и защите персональных данных. Так мы сделали еще один шаг на пути к устойчивому росту и не планируем останавливаться на достигнутом.