Накануне вступления в силу с 1 августа закона о цифровом рубле ученые Института Гайдара и РАНХиГС провели обстоятельный анализ правил и последствий его внедрения для населения, бизнеса, банков. Один из их выводов — в заголовке.
В своем анализе директор по научной работе Института Гайдара Сергей Дробышевский и старший научный сотрудник Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Елена Синельникова-Мурылева отмечают, что вступление в силу названного закона, по сути, означает появление в России новой формы денег.
Цифровой рубль представляет собой цифровую валюту Центрального банка (ЦВЦБ), являясь обязательством монетарных властей в форме цифрового кода, и входит в состав денежной базы наряду с наличными и резервами коммерческих банков. Цифровой рубль относится к так называемым розничным ЦВЦБ, то есть цифровым валютам, разработанным для массового пользования населением и бизнесом, в отличие от оптовых ЦВЦБ, которые предназначены для совершения крупных платежей банками и другими финансовыми посредниками.
«Таким образом, цифровой рубль можно считать цифровыми наличными, поскольку ЦВЦБ сочетает в себе удобство электронных денег и надежность банкнот с точки зрения отсутствия риска дефолта их эмитента», — констатируют эксперты.
Эмиссия и обращение
Они излагают, что, согласно ФЗ, эмиссия цифрового рубля и его обращение осуществляются в рамках так называемой платформы цифрового рубля — информационной системы, посредством которой в целях совершения операций с цифровыми рублями и в соответствии с набором определенных правил взаимодействуют три группы экономических агентов:
1) оператор платформы цифрового рубля (Банк России);
2) участники платформы цифрового рубля (операторы по переводу денежных средств, обычно это коммерческие банки и небанковские кредитные организации или иностранные банки);
3) пользователи платформы цифрового рубля (физические или юридические лица, а также индивидуальные предприниматели).
Функционирование цифрового рубля будет организовано в рамках двухуровневой модели.
Эмитентом и оператором платформы цифрового рубля выступает Банк России, но взаимодействие с конечными пользователями цифрового рубля в части открытия цифровых кошельков и получения платежных поручений возложено на коммерческие банки, которые будут передавать информацию оператору платформы.
При проведении платежей будет действовать принцип двойной проверки информации о плательщике, платеже и цифровом кошельке: сначала коммерческим банком перед отправкой платежного поручения Банку России, а затем Банком России, как оператором платформы, перед выполнением соответствующего поручения пользователя платформы.
Что получит население
Ученые отмечают, что цифровой рубль для населения обладает рядом преимуществ. Во-первых, обслуживание счета цифрового рубля для физических лиц бесплатно, а по операциям с цифровым рублем не будут взиматься комиссии. Это будет явным преимуществом цифрового рубля перед другими электронными способами осуществления платежей (СБП или карточными переводами, по которым могут взиматься комиссии в зависимости от условий обслуживания в каждом отдельно взятом банке). Во-вторых, платформа цифрового рубля предполагает возможность осуществления офлайн-переводов в цифровом рубле, что невозможно для банковских онлайн-карт с чипом, но технические детали таких операций пока не определены. Эти преимущества, считают авторы анализа, будут особенно значимы для конечного пользователя — физического лица, проживающего на отдаленных территориях с неустойчивым интернет-покрытием и недостаточно развитым сектором банковских услуг. В-третьих, цифровой рубль более надежен, поскольку он является обязательством не коммерческого банка, который может обанкротиться, а Центрального банка. В-четвертых, предполагается, что функционирование платформы цифрового рубля будет осуществляться в круглосуточном режиме ежедневно, включая выходные, нерабочие и праздничные дни. По этим параметрам цифровой рубль не будет уступать карточным переводам.
Вместе с тем ученые отмечают, что по ряду характеристик цифровой рубль будет уступать другим способам осуществления расчетов, доступных населению. Во-первых, в законе явно прописано, что совместный счет цифрового рубля, равно как и счет цифрового рубля в драгоценных металлах, а также формирование группы счетов цифрового рубля не допускается. По этим параметрам цифровой рубль будет менее привлекателен, чем существующие на рынке совместные счета (банковские карточные или накопительные под процент), дающие нескольким людям возможность пользоваться одним счетом. Кроме того, будет действовать принцип «один пользователь — один кошелек». Во-вторых, расчеты в цифровом рубле в отличие от расчетов наличными не будут анонимными. Для получения доступа к платформе цифрового рубля пользователь должен быть зарегистрирован в системе ЕСИА (по сути, на портале «Госуслуги») и получить ключ простой электронной подписи. Далее будет необходимо пройти процедуру идентификации в банке — участнике платформы.
«Для некоторых пользователей необходимость нести такие дополнительные трансакционные издержки может быть аргументом против использования цифрового рубля — особенно на территориях с развитой платежной инфраструктурой, — считают эксперты Института Гайдара и РАНХиГС. — К другому типу издержек, связанных с использованием цифрового рубля, можно отнести необходимость установки специального программного обеспечения банков, подключенных к платформе цифрового рубля. Такое ПО можно будет установить, к примеру, на смартфон или планшет. В то же время удобной опцией является то, что клиент сможет видеть свой баланс и осуществлять операции через любой банк, подключенный к платформе».
Что получит бизнес
Ученые полагают, что большие выгоды использование цифрового рубля будет нести для бизнеса, поскольку стоимость исходящих операций для него составит 0,3% от размера платежа (для сравнения: размер комиссии в СБП равен 0,5%). Кроме того, прием платежей от покупателей за товары и услуги при помощи банковских карт сопровождается необходимостью платить эквайринговые комиссии, которые в среднем равны 1,2—2,2% в зависимости от типа карты или вида деятельности предприятия. Наиболее вероятно, что аналогичные комиссии, выплачиваемые бизнесом коммерческим банкам при приеме платежей от покупателей в цифровом рубле, будут ниже или даже будут равны нулю.
Цифровой рубль является по своей форме цифровым кодом, поэтому другим его преимуществом для бизнеса будет возможность формировать на основе цифровых рублей смарт-контракты. Возможность «помечать» цифровые рубли, чтобы отслеживать цифровой след платежных операций, а также (не)целевое расходование средств, будет также важна для государства.
Цифровой рубль является таким же имуществом физического или юридического лица, индивидуального предпринимателя, а значит, на счета цифрового рубля может быть обращено взыскание со стороны разных органов.
Последствия для банков
Коммерческие банки — участники платформы цифрового рубля будут получать за свои услуги определенное вознаграждение, максимальный размер которого будет установлен Банком России. Но, по мнению авторов анализа, вероятнее всего потенциальные убытки от запуска цифрового рубля для банков превысят сумму таких вознаграждений-комиссий.
«Дело в том, что ввиду определенных преимуществ цифрового рубля для населения и бизнеса, описанных выше, будет иметь место частичный отток депозитов до востребования из банковского сектора. К примеру, ранее Сбербанк спрогнозировал отток до 4 трлн руб. из банков в цифровой рубль», — поясняют эксперты.
Для снижения этих рисков Банк России имеет право установить лимиты на проведение операций с цифровым рублем и размеры остатков на счетах цифрового рубля. Это необходимо для поэтапного тестирования последствий запуска новой формы рубля. Сотрудники Банка России подтверждают, что «в результате появления цифрового рубля произойдет перераспределение части процентного дохода в пользу владельцев текущих/расчетных счетов и депозитов. Пытаясь избежать излишнего перетока высоколиквидных пассивов в цифровой рубль и сохранить возможность заработать на таких пассивах, банки вынуждены будут поднять ставки по остаткам на таких счетах (зарплатных, расчетных, текущих)». Такая политика может привести к росту ставок по кредитам, а значит, к отрицательным стимулам для инвестирования, потребительского, ипотечного кредитования и экономического роста. Таким образом, установка лимитов на остатки по счетам цифрового рубля и операции с цифровым рублем призвана снизить первоначальные потенциальные негативные эффекты запуска цифрового рубля для экономики.
Кроме того, в законе прописано, что «счет цифрового рубля является отдельным видом банковского счета». Цифровой рубль можно будет использовать для оплаты товаров и услуг, а также перевода между экономическими агентами, однако «привлечение цифровых рублей во вклады (депозиты)» запрещено, то есть цифровые рубли нельзя будет положить на вклад (именно в форме цифрового рубля): сначала цифровой рубль нужно будет перевести в безналичную форму и затем положить на депозит безналичные рубли. Кредитование счетов цифрового рубля также не допускается, а значит, взять в них кредит невозможно. Эта норма призвана защитить интересы банковского сектора, в противном случае возникнет проблема выплаты процентов по цифровым рублям и Банк России будет «конкурировать» с коммерческим банками за ликвидность или кредитование населения и бизнеса. Это одна из причин, по которой законом запрещается начисление процентов по цифровым рублям.
«Таким образом, единственная возможность для коммерческих банков попытаться снизить потери от внедрения цифрового рубля — быть активной частью платежной системы на базе цифрового рубля и разрабатывать для своих клиентов новые более привлекательные продукты. В целом это должно повысить уровень конкуренции на рынке банковских услуг, что может быть выгодно для населения в области платежей, но не в сфере кредитования, где мы ожидаем определенный рост ставок процента в связи с обсуждавшимся выше снижением банковской ликвидности», — заключают авторы анализа.
Они также отмечают, что новое законодательство в сфере цифрового рубля открывает перспективу использования ЦВЦБ в международных расчетах. Допуск к платформе цифрового рубля получают пользователи-нерезиденты через банки-участники или оператора платформы цифрового рубля; а Банку России дается право осуществлять взаимодействие с оператором платформы ЦВЦБ иностранного государства (группы иностранных государств). Кроме того, под валютное регулирование попадают иностранные ЦВЦБ.