В России с 1 августа начали действовать новые ставки утилизационного сбора на транспорт. Какие изменения произошли и как они отразятся на доступности авто, разбираемся с экспертами.
В Минпромторге уточнили, что утилизационный сбор проиндексирован в отношении импортных новых и б/у автомобилей, которые ввозят юридические лица. При этом индексация не затронула физических лиц, ввозящих автомобили с объемом двигателя до 3 л для личного пользования. Для таких граждан продолжит действовать механизм уплаты утильсбора по льготному тарифу — 3,4 тыс. руб. за новые автомобили до трех лет и 5,2 тыс. руб. за автомобили старше.
Полную ставку утилизационного сбора (как у юридических лиц) придется оплатить гражданам:
-
которые планируют перепродать ввозимое авто на территории РФ в течение одного года с даты ввоза;
-
которые ввозят в Россию более одного автомобиля за год — начиная со второго автомобиля;
-
которые ввозят легковые автомобили с объемом двигателя более 3 л.
«Все зависит от того, какое количество автомобилей ввезли на физлицо. Если не более одного, списание будет проходить по старой ставке, но только при условии, что транспортное средство будет стоять на конечном собственнике не менее 12 месяцев. Иначе при продаже на другого человека придется уплачивать разницу в сумме сбора», — пояснил «ЭЖ» Данил Кутузов, эксперт отдела СБКТС группы компаний «Серконс». Он уточнил, что в зависимости от объема двигателя сумма составит до 1,5 млн руб.
Ставка утилизационного сбора проиндексирована в среднем в 1,7—3,7 раза на легковые автомобили (в зависимости от объема двигателя), в 2,5—3,4 раза на легкие коммерческие автомобили, в 1,7 раза на грузовые автомобили. Утильсбор на автобусы увеличился в среднем в 2,2—4,8 раза (в зависимости от объема двигателя), на электробусы — в 8,7 раза.
«После индексации утильсбора цены на автомобили, как новые, так и с пробегом, возрастут из-за дополнительных расходов, включенных в итоговую стоимость. Однако колебания курсов валют и рост издержек на логистику окажут более значительное влияние на цены», — сообщили «ЭЖ» в пресс-службе ГК «Автодом». Эксперты считают, что из-за повышения утилизационного сбора будет невыгодно ввозить автомобили с большим литражом, например такие как BMW X5 и Mercedes-Benz GLS.
По оценке участников рынка, средняя стоимость автомобилей премиум-сегмента вырастет приблизительно на 1 млн руб. «После повышения курса евро на 20% цены на автомобили будут постепенно расти, в динамике 2—3 млн за полгода. В условиях волатильности курса рубля инициатива увеличения утилизационного сбора негативно отразится на российском рынке», — резюмировали в ГК «Автодом».
Все опрошенные «ЭЖ» эксперты ожидают, что цены на автомобили из-за индексации повысятся, но каким будет этот рост, пока спрогнозировать сложно. «Все не точно, все меняется каждые полчаса. Важно отметить, что на электрокары сбор составляет 3,4 тыс./5,2 тыс. руб., и без разницы, сколько ввезли. На машины с ДВС от 3 л — от 970 тыс. до 1,5 млн руб. Без разницы, сколько ввезли машин на человека», — отметил Д. Кутузов.
Екатерина Курбатова, руководитель центра сертификации «Ростест Урал», в разговоре с «ЭЖ» обратила внимание на то, что из-за повышения утилизационного сбора спрос на импортные автомобили может снизиться, поскольку они станут дороже. При этом конкурентоспособность отечественных авто возрастет: они станут более привлекательными для покупателей из-за более низких по сравнению с иномарками цен.
По данным агентства «АВТОСТАТ», в 1-м полугодии 2023 г. средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России составила 2,68 млн руб., что на 12% больше, чем за шесть месяцев 2022 г. Средняя цена подержанного легкового автомобиля, рассчитанная на основании мониторинга предложений о продаже таких машин, в июле 2023 г. достигла 1417,6 тыс. руб., повысившись на 7,8% к январю текущего года и на 15,8% к июлю 2022 г.