Реформа РОП: миллионы предприятий окажутся вне регулирования

| статьи | печать

Совет Федерации одобрил принятый Госдумой закон о совершенствовании системы расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки (РОП). С 1 января 2024 г. в России заработает обновленная система ответственности производителей за выпущенную в оборот упаковку. Обязанность по утилизации отходов от упаковки ляжет на ее производителей, а не на компании, которые выпускают товар.

Депутаты Госдумы РФ приняли законопроект, направленный на совершенствование механизма расширенной ответственности производителей товаров и упаковки (РОП), сразу во втором и третьем чтении 25 июля. С принятием закона ответственность за утилизацию упаковки полностью перейдет с производителя товара на производителя упаковки. «Над ним бились три года, проходили сотни обсуждений и дискуссий, да и что таить — сталкивались с огромным сопротивлением», — отметила в благодарственной речи к депутатам вице-премьер Виктория Абрамченко.

Новый закон призван стимулировать бизнес создавать собственные мощности по переработке. Если же компании не готовы заниматься утилизацией выпущенных товаров, тогда они должны оплатить государству экосбор. Эти средства пойдут на создание необходимой инфраструктуры для обращения с отходами — от контейнеров для раздельного сбора отходов до заводов по их переработке.

Как будет меняться ответственность

«Самостоятельно или через экологический сбор: не хотите утилизировать сами — тогда за вас это сделает государство. Но перекладывать эту ответственность на плечи граждан больше не получится», — сказала В. Абрамченко. При этом она подчеркнула, что ответственность будет расти постепенно, бизнес успеет подготовиться и начнет честно утилизировать выпущенную упаковку.

Законодатели рассчитывают, что нововведения позволят увеличить объемы переработки вторичных ресурсов в стране. Законопроект вводит конкретные сроки, в которые предстоит нарастить мощности для утилизации произведенной продукции.

По словам главы Минприроды России Александра Козлова, смена категории лиц, ответственных за утилизацию, значительно снизит их круг и упростит администрирование процесса. «Полная ответственность, то есть 100%-ная утилизация упаковки, наступит в 2027 г. Рост нормативов по утилизации будет постепенный: в 2025 г. — 55%, в 2026-м — 75% и в 2027 г. уже 100%», — пояснил министр.

Кроме того, документ определяет механизмы отчетности — теперь вся информация будет автоматизированно собираться в единой государственной информационной системе. «Принцип — загрязнитель платит, мы сокращаем количество субъектов, которые будут мониториться, с 4 млн до 58 тыс., тем самым администрирование будет намного проще и прозрачнее <…> Мы приняли очень важную компромиссную поправку, что теперь отчетность будет только в единой системе ФГИС УОИТ, через личный кабинет — это важное системное решение, которое позволит сделать систему прозрачной и вопросы администрирования будут намного проще», — отметил депутат Госдумы Александр Коган.

Расчет ставок экосбора

Еще одно нововведение документа — создание методики расчета ставок экосбора. «До сегодняшнего момента методики не было, а ставки экосбора не актуализировались шесть лет. Правительство утвердит специальную методику, на основе которой базовые ставки будут умножаться на экокоэффициенты. То есть чем экологичнее товар, тем меньше ставка. Подчеркну, у законопроекта нет фискальной задачи. Те производители, которые утилизируют свои отходы сами, экосбор платить не будут», — пояснил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Предполагается, что методику расчета базовой ставки экологического сбора для товаров, упаковки, саму ставку экосбора, перечни товаров и упаковки, отходы от которых включены в расширенную ответственность товаропроизводителей (РОП), должно будет подготовить Минприроды России совместно с Минпромторгом России, Минэкономразвития России и Росприроднадзором. Сделать это ответственным ведомствам нужно в течение 180 дней с даты принятия закона.

Согласно законопроекту также будет создан реестр утилизаторов. С предприятиями, которые готовы утилизировать больше, чем позволяют их мощности, соглашения заключать не рекомендуется.

Участники рынка рассчитывают, что новые правила помогут решить еще одну наболевшую проблему: в последние годы российский рынок упаковки занимали в основном крупные западные монополисты, которые постоянно навязывали производителям все более дорогую упаковку в большем объеме. «Этот закон, помимо всего прочего, еще уберет вот эту необходимость понуждения, точнее — понуждение торговыми сетями производителей упаковки увеличивать стоимость упаковки для производителей. Мы как раз защищаем производителя. Насчет наших граждан — они и так платят за дорогую упаковку», — обозначил член комитета Госдумы по аграрным вопросам Сергей Лисовский.

Также согласно поправкам в законодательство правительство будет утверждать перечень видов продукции, в составе которых должна использоваться определенная доля вторичного сырья, чтобы как можно больше полезных фракций вводилось в оборот.

Совершенствование системы РОП ведется по поручению президента. Введение стопроцентной ответственности даст стимул для развития отрасли переработки отходов в стране, которая сейчас практически не развивается.

Доля использованной упаковки составляет почти половину от объема твердых коммунальных отходов в стране — 50 млн т в год. Расширенная ответственность производителей введена в России в 2015 г. Вместе с тем за семь лет реализация РОП не привела к стимулированию развития системы обращения с отходами.


К сведению

Новое в экологическом законодательстве

Система сбора и утилизации автомобильных аккумуляторов будет сохранена и модернизирована. Соответствующий закон принят Государственной Думой. Документ определяет порядок обращения с отходами I—II классов опасности, которые образуются у физических лиц. Речь идет прежде всего об автомобильных аккумуляторах. 

Новый закон предусматривает три варианта организации и осуществления сбора отходов у населения:

  • самостоятельная переработка при наличии соответствующих мощностей;

  • передача ИП и другим юридическим лицам, осуществляющим деятельность по переработке;

  • передача федеральному экологическому оператору для дальнейшей переработки.

Кроме того, вводится обязанность предоставлять информацию в федеральную государственную информационную систему учета и контроля за обращением с отходами I и II классов, а также прописан механизм, не допускающий серые схемы вывоза ТКО под видом промышленных отходов.

Еще один принятый Госдумой в июле закон, направленный на улучшение экологической ситуации в стране, предполагает создание в России единой комплексной системы мониторинга окружающей среды. Федеральная информационная система мониторинга окружающей среды будет внедрена во всех регионах России для осуществления контроля состояния выбросов и загрязнений и дальнейшего принятия мер по их устранению. Она включит в себя 16 подсистем, проводящих оценку состояния воздуха, воды и почвы. Также в режиме реального времени будет отображаться, что происходит на конкретной территории.

Главная задача такой системы будет заключаться в оценке состояния окружающей среды и прогнозировании.

В системе будет отображена информация о том, какие природопользователи являются пользователями системы. Также данные о состоянии окружающей среды будут передаваться в систему для принятия дальнейших мер по минимизации угроз. При наличии рисков органы муниципалитетов и региональной власти должны принимать решения и нести ответственность.

Также закон наделяет правительство полномочиями по определению межведомственного взаимодействия.

Комментарий эксперта

Новая система РОП позволит создать стимулы на всех этапах движения товаров и упаковки и в последующем — их отходов для возврата таких отходов в экономику в виде сырья вместо их захоронения на мусорных полигонах. В новой системе ответственность за обращение с отходами в отношении упаковки переносится с производителей товаров в упаковке на непосредственно производителей упаковки.

Производитель упаковки будет заинтересован в оптимизации упаковочных решений таким образом, чтобы использовать меньше упаковки по весу. В некоторых странах после полноценного внедрения РОП уже в первый год наблюдалось снижение объемов упаковки на рынке до 30—40%.

Кроме того, производитель упаковки будет заинтересован в выборе легко перерабатываемых упаковочных материалов, так как ставки платежей в системе для такой упаковки будут ниже. На следующем этапе движения упаковки — на этапе закупки производителем товаров в упаковке — товаропроизводитель будет выбирать более дешевое решение, которым будет более цикличная упаковка. То есть товаропроизводитель будет покупать упаковку с уже вшитой в стоимость расширенной ответственностью.

При той системе РОП, которая существовала ранее, закупочный отдел покупал упаковку, исходя из ее стоимости, без учета экологических платежей, и затем экологи компании осуществляли платежи в государственный бюджет по РОП или осуществляли самостоятельное выполнение ответственности. На этапе выбора товаров ретейлерами также преимущество будут получать товары в более экологичной упаковке. И, соответственно, покупателя, выбирающего товар на полке, также будут стимулировать к выбору товаров в упаковке, соответствующей модели экономики замкнутого цикла.

Сами платежи в систему РОП от производителей товаров и упаковки будут направляться на обеспечение сбора, транспортирования, обработки и утилизации отходов от соответствующих товаров и упаковки, то есть на развитие системы раздельного сбора отходов, их сортировки, создание депозитной системы приема тары, образовательные кампании. За счет увеличения нормативов утилизации до 100% весь объем ответственности за соответствующие отходы, входящие в систему РОП, будет перенесен на производителей, при этом пропорционально будет снижаться нагрузка на население за вывоз части отходов, входящих в систему РОП.

Так как производителей товаров на порядок меньше, чем производителей упаковки, число уклоняющихся от ответственности компаний будет минимальным в отличие от текущей ситуации, когда 99% уклоняются от ответственности.

У большинства компаний в России обязанности в сфере РОП, наоборот, исчезнут — по разным оценкам, у около 4 млн компаний. Те, кто запускает упаковку в оборот — все интернет-магазины, розничные магазины, товаропроизводители, предприятия общественного питания, гостиницы, — все они больше не обязаны будут нести ответственность по РОП. Многие из них уклонялись от нее или просто не знали, рискуя получить высокие штрафы.

Производители упаковки и до этого несли ответственность за упаковку, которую они запускали в оборот в качестве товара. Так, если производитель коробок, например ящиков для переездов, напрямую продавал их как товар в розничную сеть, то он уже должен был выполнять в отношении такой упаковки ответственность. Сейчас же он просто будет нести ответственность за весь объем упаковки, которую производит.

Как я уже отметил выше, миллионы предприятий оказываются вне регулирования, что, скорее всего, их обрадует. Могут быть недовольны ассоциации РОП, которые в новой системе исчезают из закона, или отдельные сотрудники, которые занимались этой отчетностью у товаропроизводителей, так как необходимости в них больше не будет и некоторых из них, возможно, ждет увольнение. Производители же упаковки в любой момент знают, сколько и какой упаковки они производят, поэтому трудностей с отчетностью у них не возникнет. Не возникнет необходимости и в найме дополнительного персонала.

Комментарий эксперта

Новый закон о расширенной ответственности производителя (РОП) направлен на решение ряда проблем, связанных с управлением отходами и экологической устойчивостью. Новая система должна помочь решить следующие проблемы:

1. Неправильная утилизация отходов: РОП будет поощрять производителей брать на себя ответственность за весь жизненный цикл своей продукции, включая ее надлежащую утилизацию. Это поможет предотвратить неправильную утилизацию отходов и уменьшить загрязнение окружающей среды.

2. Недостаточный уровень утилизации. Новый закон потребует от производителей обеспечить переработку или надлежащую утилизацию своей продукции после использования. Это поможет повысить уровень переработки и сократить количество отходов, попадающих на свалки или сжигаемых.

3. Загрязнение окружающей среды. Возлагая на производителей ответственность за воздействие их продукции на окружающую среду, система РОП направлена на сокращение загрязнения, особенно опасными материалами и веществами.

Что касается обязанностей производителей и того, как они изменятся, новый закон потребует от них:

1. Разрабатывать продукты с учетом их воздействия на окружающую среду: производители должны будут учитывать факторы окружающей среды на этапе проектирования продукта и прилагать усилия для сведения к минимуму использования опасных веществ.

2. Разрабатывать схемы сбора и переработки. Производители должны будут создать или принять участие в программах сбора и переработки своей продукции. Это может включать сотрудничество с предприятиями по переработке отходов, компаниями по обращению с отходами или создание собственных систем сбора и возврата на утилизацию упаковки.

3. Отчетность и достижение целей по переработке: производители должны будут сообщать о количестве отходов, образующихся в результате использования их продукции, и демонстрировать усилия по достижению целей по переработке, установленных правительством.

Что касается того, готовы ли предприятия к этим изменениям, то готовность может варьироваться в зависимости от отрасли и отдельных компаний. Есть предприятия, которые уже внедрили экологически безопасные виды утилизируемой упаковки и создали системы для соблюдения нового закона. Однако другим может потребоваться внести существенные изменения в технологические процессы, чтобы соответствовать требованиям нового закона. Предприятиям важно ознакомиться с законом, оценить свою текущую практику и предпринять необходимые шаги для соблюдения новых правил.

Комментарий эксперта

Отсутствие должного администрирования привело к тому, что при сдаче отчетности о выполнении нормативов РОП Росприроднадзор фиксировал нарушения, связанные с «бумажной» утилизацией. Принятый законопроект направлен на стимулирование развития отрасли, что позволит не только существенно увеличить финансирование в бюджет государства, но и создать новые мощности по утилизации отходов и уменьшить полигонные захоронения.

Также закон предусматривает в формуле расчета экосбора коэффициент экологичности, направленный на отказ от производства трудноперерабатываемой и неперерабатываемой упаковки. Несмотря на то что закон принят, предстоит еще разработать около 20 подзаконных актов, которые и будут определять порядок взаимодействия всех игроков рынка при выполнении норматива РОП.

С вступлением в силу нового закона функции администрирования, контроль и надзор за РОП и утилизаторами будет осуществляться Росприроднадзором с привлечением РЭО посредством ЕФГИС УОИТ. Производители будут обязаны сдавать туда отчетность, предоставлять сведения о выполнении нормативов РОП и подтверждать свои мощности. Цифровизация отрасли сможет помочь игрокам рынка взаимодействовать между собой независимо от территориального расположения и выпускаемого продукта.

Производители готовы к принятию нового закона, так как он обсуждается уже много лет, но есть и такие, кто не обращает внимание на изменения или не имеет в штате компетентных сотрудников, готовых вести необходимую документацию, что вызывает больше прецедентов и сложностей в предоставлении отчетности. Цифровая платформа Smart Eco Systems (SES) уже работает как информационная система учета и нацелена помочь производителям в выполнении нормативов РОП, берет на себя процесс организации сделок, контроль по их исполнению и аудит, чтобы сэкономить и предупредить возможные штрафы.