Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости изменен

| статьи | печать

В начале августа, а точнее, 4-го числа, вступили в силу изменения1 в КАС РФ, направленные на совершенствование и эффективность административного судопроизводства в части использования электронного судопроизводства, введения штрафов за неисполнение решений административных судов. Внесенные поправки также коснулись порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости и решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить изменения, касающиеся порядка оспаривания кадастровой стоимости.


1 Федеральный закон от 24.07.2023 № 349-ФЗ.

Комментарий эксперта

В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее — Закон № 237-ФЗ) определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в отношении всех объектов недвижимости, включенных в перечень, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

Пункт 1 ст. 14 Закона № 237-ФЗ в части определения кадастровой стоимости бюджетными учреждениями вступил в силу 1 января 2021 г., однако до сих пор применяется не во всех субъектах РФ. При этом ранее действовавшая редакция главы 25 КАС РФ не предусматривала возможности оспорить решение бюджетного учреждения либо его действия/бездействие в порядке административного судопроизводства.

Теперь КАС РФ регламентирует процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений бюджетного учреждения в отношении заявлений об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости либо по итогам рассмотрения заявлений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также действий (бездействия) бюджетного учреждения в отношении указанных заявлений.

Помимо чисто технических моментов, которые дополняют главу 25 КАС РФ возможностью и порядком оспаривания решений бюджетных учреждений, есть пара новшеств, на которых хотелось бы остановиться.

Законом установлено, что административное исковое заявление об оспаривании решения бюджетного учреждения одновременно с требованием об оспаривании решения бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может содержать требование об установлении кадастровой стоимости такого объекта в размере его рыночной стоимости (п. 1.1 ст. 246 КАС РФ).

Это важный момент, так как ранее в порядке административного судопроизводства можно было оспорить решение только комиссии и только при наличии ошибок. При этом в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на установленную величину кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стои­мости.

Из нововведений закона можно отметить установление очень короткого срока на обжалование решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии, а также об оспаривании решений и действий (бездействия) бюджетного учреждения. Такое заявление об оспаривании подается в суд в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно о принятии такими комиссией, бюджетным учреждением соответствующего решения, совершении оспариваемых действий (бездействия).

В пункт 1 ст. 248 КАС РФ внесено дополнение, согласно которому основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, приложенном к заявлению об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, подававшемуся в бюджетное учреждение (в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости).

Ранее установление рыночной стоимости могло быть только на дату установления его кадастровой стоимости.

Комментарий эксперта

В связи с изменением законодательства, регулирующего вопросы проведения государственной кадастровой оценки и пересмотра кадастровой стоимости, предусматривающим передачу полномочий, связанных с пересмотром кадастровой стоимости, специально созданным для этих целей бюджетным учреждениям, законом предлагается ряд изменений в главу 25 КАС РФ, регламентирующих процессуальный порядок рассмотрения дел об оспаривании решений бюджетного учреждения.

Утверждение кадастровой стоимости земельных участков и иных объектов недвижимости представляет собой нормативно-регламентированную процедуру, проводимую государством на системной основе и по определенным правилам.

Учитывая, что кадастровая стоимость является одной из ключевых характеристик недвижимости, оказывающей существенное влияние на формирование налоговых и неналоговых платежей, вопросы установления ее надлежащего размера являются особенно актуальными.

Статья 66 ЗК РФ дает право заинтересованным лицам осуществить пересмотр кадастровой стоимости и приравнять ее размер к рыночной в судебном порядке.

Таким образом, изменения носят больше технический характер, чем устанавливают новые правила оспаривания, закрепляя уже сложившиеся на практике особенности процедуры подачи соответствующего административного иска и его рассмотрения, формирования доказательственной базы по данной категории споров. К иску в обязательном порядке должны быть приложены выписка из ЕГРН, содержащая сведения о спорном объекте, о зарегистрированных правах на него, актуальную кадастровую стоимость, документы, подтверждающие наличие ошибок в действиях уполномоченного органа, на которые ссылается заявитель, отчет об оценке рыночной стоимости объекта.

Некоторые административные исковые заявления рассматриваются по правилам главы 22 КАС РФ с учетом особенностей, установленных настоящей главой. Административное исковое заявление об оспаривании решения бюджетного учреждения одновременно с требованием об оспаривании его решения в отношении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости может содержать требование и об установлении кадастровой стоимости такого объекта в размере его рыночной стоимости. Данный принцип введен с целью процессуальной экономии, а также наиболее полного обеспечения защиты прав и интересов заинтересованных лиц.

Однако действующее законодательство допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости и без одновременного признания решения уполномоченного субъекта незаконным, следовательно, представляется избыточным объединение двух указанных требований в один административный иск.