Регистрация имени и (или) фамилии в качестве товарного знака — эффективный и распространенный маркетинговый ход. Такой выбор может помочь индивидуализировать товары/услуги как малого бизнеса, так и крупных компаний. При этом у потребителя создается впечатление, что за репутацию и качество товара отвечает конкретное лицо (даже если имя зарегистрировано на компанию). Доверие потребителя по отношению к этой продукции может быть выше, чем к другой. Именитые бренды создали прочную ассоциацию своих имен/фамилий с определенными товарами и услугами и нашли отклик в сознании многих потребителей. В статье рассмотрим особенности регистрации имени/фамилии в качестве товарного знака на примерах из судебной практики, а также что учесть при регистрации имени/фамилии в качестве товарного знака.
Хотя спрос на регистрацию имен и (или) фамилий и раньше был довольно высок, предполагается, что в настоящее время количество заявок на регистрацию имени/фамилии в качестве товарного знака увеличится. Это связано с недавними нововведениями в гражданском законодательстве — теперь физические лица смогут регистрировать товарные знаки. Ранее зарегистрировать товарные знаки могли только юридические лица и индивидуальные предприниматели.
Стоит заметить, что далеко не все имена/фамилии могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака. Чтобы имя и (или) фамилия были успешно зарегистрированы Роспатентом, они должны соответствовать требованиям, предъявляемым к товарным знакам (ст. 1483 ГК РФ):
-
обладать различительной способностью;
-
не быть ложными или вводить потребителя в заблуждение относительно товара или изготовителя;
-
не быть тождественными или сходными до степени смешения с другими товарными знаками, фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями в отношении однородных товаров или услуг;
-
не совпадать с именами, псевдонимами или производным от них обозначением известного в РФ лица без согласия этого лица или его наследника.
Отсутствие различительной способности
Самым часто встречающимся препятствием для регистрации имени/фамилии как товарного знака является отсутствие различительной способности. Ведь в силу своей природы большинство имен и фамилий не являются уникальными и часто встречаются. В таком случае необходимо доказывать известность имени/фамилии в отношении конкретных товаров/услуг среди потребителей.
Так, в одном из дел индивидуальный предприниматель пытался оспорить отказ Роспатента в регистрации мужских имени и фамилии.
Заявитель ссылался на свою известность и популярность в интернете (различные интервью, конференции и т.д.). Однако Роспатент и суд сошлись во мнении, что эти имя и фамилия широко распространены в России, принадлежат также другим известным людям и не приобрели самостоятельной различительной способности в отношении заявителя. Суд также указал, что у обозначения нет иного смыслового значения, кроме как имя и фамилия. Решение Роспатента было оставлено в силе (решение СИП от 27.04.2023 по делу № СИП-75/2023).
В другом деле (№ СИП-911/2022) заявитель хотел зарегистрировать стилизованный вариант имени и фамилии. Известно, что наличие изобразительных элементов может способствовать приобретению большей различительной способности изображения. Однако в этом случае даже это не помогло заявителю. Роспатент и суд указали, что обозначение воспроизводит имя и фамилию известного российского бойца смешанного стиля, а также что заявленные имя и фамилия распространены в России (постановление Президиума СИП от 22.05.2023 по делу № СИП-911/2022).
Заявитель, в свою очередь, пытался доказать свою известность парикмахера с помощью дипломов и благодарственных писем, но суд оставался при своем мнении, отмечая, что такие доказательства не являются подтверждением использования обозначения для индивидуализации товаров и услуг. Суд и в этом случае оставил в силе решение Роспатента.
Доказывание различительной способности фамилии
Но встречаются дела, в которых заявителям удается отстоять уникальность своего имени/фамилии, доказать их различительную способность. Необходимо быть готовым предоставить и Роспатенту, и суду (в случае спора) все необходимые документы, подтверждающие, что обозначение известно среди потребителей и что оно воспринимается ими не просто в качестве имени/фамилии.
Так, в одном из дел заявителю удалось оспорить отказ в регистрации товарного знака в отношении чайных напитков.
Изначальный отказ Роспатента был мотивирован тем, что распространенная фамилия не обладает различительной способностью. Однако суд пришел к выводу о том, что:
Цитируем документ
...приведенная в оспариваемом решении Роспатента информация из 2 интернет-ресурсов отображает лишь принадлежность этой фамилии 5 физическим лицам, а приведенные в отзыве сведения — лишь 39 лицам, однако указанных сведений не достаточно для признания того, что фамилия получила свое широкое распространение на дату подачи заявки (02.06.2021). Приведенные Роспатентом доводы также не свидетельствуют о том, что данное обозначение воспринимается адресной группой потребителей как не обладающая различительной способностью фамилия.
Решение СИП от 08.06.2023 по делу № СИП-192/2023
В результате рассмотрения дела судом Роспатент зарегистрировал этот товарный знак — 952615.
Другим позитивным примером является дело в отношении обозначения. Роспатент, отказывая в регистрации товарного знака, вновь указывал на отсутствие различительной способности в связи с распространенностью фамилии и в целом способности индивидуализировать товары/услуги заявителя. Суд, отменяя решение Роспатента, отметил недоказанность Роспатентом распространенности фамилии — ресурсы, на которые ссылался Роспатент, содержат информацию всего о четырех носителях фамилии (постановление Президиума СИП от 10.10.2022 по делу № СИП-9/2022).
В результате товарный знак был зарегистрирован — 877851.
В еще одном деле оспаривался отказ Роспатента в регистрации обозначения (постановление Президиума СИП от 25.12.2020 по делу № СИП-116/2020). Принимая сторону заявителя, суд указал на ряд факторов, помимо недоказанности Роспатентом широкой распространенности фамилии:
-
известно ли обозначение среди адресной группы потребителей заявленных товаров/услуг;
-
приведенная Роспатентом информация не свидетельствует о наличии у современного российского потребителя какой-либо стойкой ассоциативной связи с проживавшей ранее на территории Российской Федерации известной личностью, которой принадлежала данная фамилия;
-
само обозначение при первом прочтении не дает однозначной ассоциации именно с фамилией, скорее с фантазийным названием.
В результате решение Роспатента отменено, а фамилия зарегистрирована как товарный знак — 800212.
Препятствия к регистрации имени/фамилии в качестве товарного знака
Уже сейчас можно заметить, что зарегистрировать имя и (или) фамилию в качестве товарного знака не так легко. И вполне логично, что популярным публичным личностям это сделать гораздо проще, ведь их имена, несомненно, ассоциируются у потребителей именно с такими личностями, различительная способность в этих случаях не ставится под сомнение. Другим препятствием для регистрации имени и (или) фамилии как товарного знака может выступать потенциальное введение потребителя в заблуждение. Такого рода основание для отказа в регистрации относится, например, к случаям, когда заявитель регистрирует товарный знак, который уже используется другим лицом на рынке. Однако судебные дела, где лицо регистрирует на себя имя и фамилию, которые уже используются другим лицом, крайне редки.
Тем не менее встречаются дела, где Роспатент видит такое нарушение. Так, интересно дело в отношении обозначения. Роспатент отказал в регистрации этого обозначения со ссылкой на то, что фамилия является распространенной, ее указание без инициалов не может выполнять индивидуализирующую функцию для заявленных услуг, поэтому обозначение в целом не обладает различительной способностью. Также Роспатент указал, что эта фамилия ассоциируется с известным оперным певцом, согласие его наследников на регистрацию заявленного обозначения представлено не было, поэтому оно не может быть зарегистрировано в качестве знака обслуживания (постановление Президиума СИП от 12.08.2022 по делу № СИП-1390/2021).
Суды первой и кассационной инстанций не согласились с административным органом, отметив, что:
-
Роспатент не проанализировал возможность возникновения у потребителей ассоциаций фамилии с заявленными на регистрацию услугами;
-
суд первой инстанции дал оценку известности заявленного обозначения в качестве фамилии и в результате такой оценки установил, что приведенная в оспариваемом решении Роспатента информация отображает лишь существование этой фамилии в исторической ретроспективе, однако не подтверждает тот факт, что такая фамилия получила широкое распространение на дату подачи заявки;
-
возможность ассоциации фамилии именно с оперным певцом или иными известными лицами не может свидетельствовать о том, что у современного потребителя возникнет представление, что именно это лицо оказывает заявленные на регистрацию услуги, то есть потребитель не будет введен в заблуждение.
Таким образом, решение Роспатента было отменено, и впоследствии товарный знак был успешно зарегистрирован — 902954.
Еще одной сложностью при регистрации имени в качестве товарного знака может выступать возможность сходства с другим уже зарегистрированным обозначением или используемым фирменным наименованием, коммерческим обозначением. Это связано с тем, что со временем количество лиц, желающих зарегистрировать имя и (или) фамилию как товарный знак, растет, а разнообразие имен и фамилий остается примерно на том же уровне. В таком случае неизбежно столкновение с «повторениями».
Так, например, в одном из дел заявитель пытался оспорить отказ в регистрации имени «Ваня Гог». Роспатент мотивировал свое решение тем, что это обозначение сходно с другими товарными знаками. Роспатент отметил сходство в фонетике и в семантике между спорным обозначением и противопоставленными товарными знаками, а также то, что заявка подана в отношении однородных услуг (решение СИП от 04.10.2021 по делу № СИП-709/2021).
Суд, поддержав позицию Роспатента, отметил, что сочетание ассоциируется именно с личностью всемирно известного художника Винсента Ван Гога, в связи с чем «Ваня Гог» не приобретает иного значения и является семантически сходным с противопоставленными товарными знаками. То есть решение Роспатента было оставлено в силе.
Есть и дела, демонстрирующие иные подходы правоприменителей. В другом деле заявитель оспорил отказ Роспатента в регистрации в качестве товарного знака имени (постановление Президиума СИП от 11.07.2022 по делу № СИП-1087/2021).
Роспатент отказал в регистрации этого обозначения, так как посчитал его сходным с существующими товарными знаками по звуковым, графическим и смысловым признакам. Суды первой и кассационной инстанций, принимая сторону заявителя, в этом случае обратили внимание на следующее:
-
фонетическое сходство присутствует;
-
графически заявленное обозначение сильно отличается от противопоставленных товарных знаков;
-
семантическое сходство отсутствует, так как «Милана» обозначает женское имя славянского происхождения, а «Милано» — многозначный термин, смыслом которого может быть имя/фамилия, наименование спортивного клуба, города и т.д.;
-
были приняты во внимание результаты социологического опроса, согласно которым подавляющее большинство участников не ассоциируют обозначения друг с другом.
Следовательно, суд признал решение Роспатента недействительным.
С осторожностью стоит относиться и к возможности сходства заявленного на регистрацию имени с чьим-либо фирменным наименованием.
К примеру, в одном деле сербская компания пыталась оспорить регистрацию товарного знака. Одним из ее аргументов было то, что эта компания — один из самых известных и популярных производителей саженцев роз, продукция которого поставляется по всему миру, в том числе более 10 лет — в Россию. Эта компания была зарегистрирована задолго до регистрации спорного товарного знака (постановление Президиума СИП от 20.02.2021 по делу № СИП-59/2020).
Суд, отклоняя указанные сербской компанией доводы, указал, что не представлены в материалы дела доказательства, которые могли бы подтвердить фактическую деятельность компании на территории РФ в отношении однородных товаров/услуг, для которых спорному товарному знаку предоставлена правовая охрана. Таким образом, суд оставил в силе правовую охрану товарному знаку.
Тождественность имени или псевдониму известного лица
При регистрации имени и (или) фамилии как товарного знака можно также столкнуться и с тем, что заявляемое обозначение может быть тождественно имени или псевдониму известного в России лица.
В этом случае без согласия такого лица или его наследников зарегистрировать товарный знак не получится.
Судебных споров, когда бы заявленные на регистрацию имя и (или) фамилия совпадали с именем/псевдонимом известного в РФ лица, мало. Это связано с тем, что такие обозначения, как правило, не допускаются к регистрации Роспатентом, а решение Роспатента в дальнейшем не оспаривается заявителем. Чаще граждане/компании предпринимают попытки регистрировать обозначения именно сходные или содержащие наряду с другими элементами имя известной личности.
Так, например, известен спор, разгоревшийся вокруг заявленного на регистрацию обозначения торгового центра «Гагаринский».
В этом деле ВС РФ установил, что слово из обозначения является производным от фамилии; известность космонавта сомнению не подвергалась.
Однако перед регистрацией спорного обозначения торговый центр не получил согласия наследников на использование в товарном знаке его имени. Соответственно, заявленному обозначению не может быть предоставлена правовая охрана (Определение ВС РФ от 20.02.2017 по делу № 300-ЭС16-21481).
Интересным также видится и дело в отношении зарегистрированного обозначения. Этот товарный знак был зарегистрирован иностранным лицом (решение СИП от 03.06.2015 по делу № СИП-1010/2014). Другое иностранное лицо — компания — подало возражение против предоставления охраны этому обозначению. Роспатент отказал в удовлетворении этого возражения, что и явилось предметом спора.
Среди аргументов другого иностранного лица, помимо прочего, указывалось, что обозначение является фамилией известного итальянца, который основал компанию по производству люксовой одежды, текстиля, парфюмерии. Сейчас эта компания расширилась до холдинга и другое иностранное лицо входит в эту группу компаний.
Однако суд, вставая на сторону Роспатента, указал, что:
-
не представлено доказательств наличия согласия наследников на защиту их интересов в суде компанией;
-
не представлено доказательств того, что иностранное физическое лицо является известным в РФ, а обозначение для российского потребителя — это не фантазийное слово, а фамилия конкретного физического лица.
Следовательно, суд оставил в силе отказ Роспатента удовлетворить возражение компании.
Что учесть при регистрации имени/фамилии в качестве товарного знака
Таким образом, рассмотрев представленные выше дела, можно сделать вывод, что имя и (или) фамилию хоть и разрешено регистрировать как товарный знак, но сделать это довольно сложно. Если же вы решительно настроены зарегистрировать имя в качестве товарного знака, необходимо иметь в виду следующее:
-
Желательно выбирать для регистрации имена/фамилии, не очень распространенные в России.
-
Крайне желательно, чтобы у потребителей продукции/услуг сложилась определенная ассоциативная связь с именем/фамилией, которые вы хотите зарегистрировать как товарный знак. Известны примеры зарегистрированных как товарные знаки имен, которые, несмотря на свою распространенность, создали в сознании потребителей ассоциации именно со своими товарами.
Заявленные вами на регистрацию фамилия и имя не должны принадлежать известному в РФ лицу.
Опасность в этом случае заключается и в том, что ваш товарный знак может быть оспорен не сразу, а спустя продолжительный период времени после его регистрации. В этом случае ущерб вашему бизнесу может быть гораздо больше.
Имя и фамилия не должны совпадать или быть сходными с зарегистрированными ранее товарными знаками, используемыми фирменными наименованиями, коммерческими обозначениями в отношении однородных товаров или услуг.
Чтобы желанные имя и (или) фамилия имели большую различительную способность в глазах Роспатента, рекомендуется использовать в обозначении изобразительные элементы (шрифты, цвет, добавление изображений). Примеры выше также демонстрируют, что этот способ эффективен.
Чем креативнее подача имени/фамилии, тем лучше. Например, можно транслитерировать фамилию или превратить ее в слоган. Также есть примеры, когда имя в товарном знаке комбинировалось с указанием на вид деятельности.
Для регистрации имени и (или) фамилии, как и для любого товарного знака, требуется довольно большое количество усилий и времени. В условиях высокой конкурентной среды порой важно не упустить драгоценное время и успеть вовремя зарегистрировать свои «идейные» имя и фамилию, пока это не сделал кто-то другой.
По этой причине крайне важно проводить тщательную подготовку перед регистрацией, исследовать, насколько обозначение соответствует требованиям закона, и учитывать все вышеперечисленные факторы.