После вступления закона № 397-ФЗ в силу государственные и муниципальные органы смогут проводить мероприятия по внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости (далее — РУО) не только, если правоустанавливающие документы на такие объекты были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации), но и в случаях:
- приобретения прав на РУО наследниками, права которых возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН, при условии, что права наследодателей на РУО возникли до вступления в силу Закона о госрегистрации;
- приобретения прав на РУО членами жилищно-строительного, гаражного или иного потребительского кооператива или иными лицами, имеющими права на паенакопления в связи с внесением в полном объеме паевого взноса за соответствующий объект недвижимости;
- если право на РУО было зарегистрировано после вступления в силу Закона о государственной регистрации, но до создания на соответствующей территории регистрационного органа.
Напомним, что право собственности, возникшее до 31.01.98, относится к ранее возникшим правам и считается юридически действительным. В связи с чем по общему правилу в обязательном порядке регистрировать его не требуется, однако в случае необходимости совершения сделок с объектом наличие регистрационной записи является обязательным. Кроме того, отсутствие регистрации прав на РУО также затрудняет процесс предоставления компенсации правообладателям РУО в случае изъятия таких объектов для государственных или муниципальных нужд или в случае установления публичного сервитута. Законом о государственной регистрации также установлены случаи, когда регистрация ранее возникшего права является обязательной.
Таким образом, закон № 397-ФЗ расширяет круг лиц, в отношении которых должны проводиться мероприятия по выявлению правообладателей РУО, что потенциально будет способствовать сокращению общего количества объектов, не поставленных на кадастровый учет, в отношении которых отсутствуют сведения о правообладателях.
До принятия закона № 397-ФЗ в случае, если уполномоченные органы не могли выявить правообладателя РУО или РУО имел признаки выморочного имущества, процесс постановки на кадастровый учет данного объекта мог продолжаться несколько лет или вовсе не инициироваться государственными или муниципальными органами, что на практике могло приводить к возникновению споров в отношении таких объектов, а также затягивало процесс их вовлечения в коммерческий оборот.
Теперь уполномоченные органы при возникновении вышеуказанных обстоятельств обязаны осуществить действия по постановке данного объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного или обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, в случае если РУО обладает признаками выморочного имущества. Более того, информация о решениях, принятых уполномоченным органом в отношении РУО, подлежит публикации на официальном сайте муниципального образования/субъекта РФ, на территории которого расположен РУО.
Подобные изменения позволят сократить не только срок постановки на учет данных категорий объектов, но и общее число объектов, не поставленных на кадастровый учет, что потенциально будет способствовать развитию рынка недвижимого имущества за счет реализации РУО, поставленных на кадастровый учет и перешедших в государственную или муниципальную собственность.
Ранее, по общему правилу, независимо от оснований уничтожения объекта недвижимого имущества его снятие с кадастрового учета осуществлялось на основании заявления правообладателя о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета. Помимо заявления правообладатель также должен был предоставить комплект подтверждающих документов, который включал в себя в том числе акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером. Организация подготовки акта обследования требовала от правообладателей дополнительных временных и финансовых затрат, что на практике могло приводить к длительному несоответствию между фактическим существованием объекта недвижимости и его юридическим статусом (ввиду временного разрыва между «физической и юридической гибелью» объекта недвижимости).
Закон же позволяет снимать объекты недвижимости, уничтоженные вследствие наступления ЧС, с кадастрового учета на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления, к которому вместо акта обследования достаточно приложить акт осмотра места нахождения объекта недвижимости.