Органы власти сами будут вносить в ЕГРН сведения о собственниках ранее учтенных объектов недвижимости, а «линейная амнистия» открывает широкие возможности, но не для всех

| статьи | печать

Президент подписал федеральные законы, один из которых вносит изменения в законодательство о госрегистрации ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных объектов недвижимости, а также совершенствует процедуру выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления правообладателей ранее учтенной недвижимости (№ 397-ФЗ1). А второй создает механизм регистрации прав на линейные объекты и упрощает порядок оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации линейных объектов (№ 430-ФЗ2). «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов рассказать, кого затронут внесенные в законодательство изменения и что изменится с их принятием.


1 Федеральный закон от 31.07.2023 № 397-ФЗ.

2 Федеральный закон от 04.08.2023 № 430-ФЗ.

Комментарий эксперта

В отношении линейных объектов закон № 430-ФЗ предусматривает следующие послабления:

  • Правообладатели сооружений, права на которые возникли с 01.09.2018, получили возможность переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут.
  • Субъекты естественных монополий и операторы связи вправе оформить публичный сервитут для эксплуатации используемого им линейного объекта без предоставления правоустанавливающих документов на такой линейный объект при соблюдении следующих условий:
    • линейный объект создан до 30.12.2004 и эксплуатируется для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи;
    • с ходатайством об установлении публичного сервитута субъект естественной монополии/оператор связи вправе обратиться до 01.01.2025;
    • к ходатайству об установлении публичного сервитута прилагаются технический план и декларация об объекте недвижимости3.
  • Субъекты естественных монополий имеют право до 01.01.2025 осуществить государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав на линейные объекты в упрощенном порядке, а именно на основании декларации о таком линейном объекте при соблюдении следующих условий:
    • линейный объект создан до 30.12.2004 и эксплуатируется для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения;
    • линейный объект находится на землях и (или) земельном участке (земельных участках) на условиях публичного сервитута;
    • для регистрации предоставляется технический план, сведения об объекте в котором указываются на основании декларации.

Отметим, что фактически возможность установить в льготном порядке публичный сервитут,

после чего оформить права на линейный объект, получили только субъекты естественных монополий. Вместе с тем множество активно эксплуатируемых линейных объектов возводилось предприятиями и организациями, которые не являются субъектами естественных монополий, исключительно для собственных нужд (энергоснабжения возводимых ими объектов). Такие субъекты воспользоваться «линейной амнистией» не смогут. При этом сетевые организации на основании закона № 430-ФЗ получили возможность оформить соответствующие линейные объекты в свою собственность.

Таким образом, на практике «линейная амнистия» может стать для естественных монополий не только способом льготного оформления права на собственные сети, но и своеобразным механизмом изъятия и обращения в свою собственность линейных объектов, которые возводились силами и за счет других субъектов хозяйственной деятельности.


3 Оформляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», за исключением случаев, если такой линейный объект является движимой вещью.

Комментарий эксперта

После вступления закона № 397-ФЗ в силу государственные и муниципальные органы смогут проводить мероприятия по внесению в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости (далее — РУО) не только, если правоустанавливающие документы на такие объекты были оформлены до вступления в силу Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ

«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о госрегистрации), но и в случаях:

  • приобретения прав на РУО наследниками, права которых возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН, при условии, что права наследодателей на РУО возникли до вступления в силу Закона о госрегистрации;
  • приобретения прав на РУО членами жилищно-строительного, гаражного или иного потребительского кооператива или иными лицами, имеющими права на паенакопления в связи с внесением в полном объеме паевого взноса за соответствующий объект недвижимости;
  • если право на РУО было зарегистрировано после вступления в силу Закона о государственной регистрации, но до создания на соответствующей территории регистрационного органа.

Напомним, что право собственности, возникшее до 31.01.98, относится к ранее возникшим правам и считается юридически действительным. В связи с чем по общему правилу в обязательном порядке регистрировать его не требуется, однако в случае необходимости совершения сделок с объектом наличие регистрационной записи является обязательным. Кроме того, отсутствие регистрации прав на РУО также затрудняет процесс предоставления компенсации правообладателям РУО в случае изъятия таких объектов для государственных или муниципальных нужд или в случае установления публичного сервитута. Законом о государственной регистрации также установлены случаи, когда регистрация ранее возникшего права является обязательной.

Таким образом, закон № 397-ФЗ расширяет круг лиц, в отношении которых должны проводиться мероприятия по выявлению правообладателей РУО, что потенциально будет способствовать сокращению общего количества объектов, не поставленных на кадастровый учет, в отношении которых отсутствуют сведения о правообладателях.

До принятия закона № 397-ФЗ в случае, если уполномоченные органы не могли выявить правообладателя РУО или РУО имел признаки выморочного имущества, процесс постановки на кадастровый учет данного объекта мог продолжаться несколько лет или вовсе не инициироваться государственными или муниципальными органами, что на практике могло приводить к возникновению споров в отношении таких объектов, а также затягивало процесс их вовлечения в коммерческий оборот.

Теперь уполномоченные органы при возникновении вышеуказанных обстоятельств обязаны осуществить действия по постановке данного объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного или обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство, в случае если РУО обладает признаками выморочного имущества. Более того, информация о решениях, принятых уполномоченным органом в отношении РУО, подлежит публикации на официальном сайте муниципального образования/субъекта РФ, на территории которого расположен РУО.

Подобные изменения позволят сократить не только срок постановки на учет данных категорий объектов, но и общее число объектов, не поставленных на кадастровый учет, что потенциально будет способствовать развитию рынка недвижимого имущества за счет реализации РУО, поставленных на кадастровый учет и перешедших в государственную или муниципальную собственность.

Ранее, по общему правилу, независимо от оснований уничтожения объекта недвижимого имущества его снятие с кадастрового учета осуществлялось на основании заявления правообладателя о снятии объекта недвижимости с кадастрового учета. Помимо заявления правообладатель также должен был предоставить комплект подтверждающих документов, который включал в себя в том числе акт обследования, подготавливаемый кадастровым инженером. Организация подготовки акта обследования требовала от правообладателей дополнительных временных и финансовых затрат, что на практике могло приводить к длительному несоответствию между фактическим существованием объекта недвижимости и его юридическим статусом (ввиду временного разрыва между «физической и юридической гибелью» объекта недвижимости).

Закон же позволяет снимать объекты недвижимости, уничтоженные вследствие наступления ЧС, с кадастрового учета на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления, к которому вместо акта обследования достаточно приложить акт осмотра места нахождения объекта недвижимости.

Комментарий эксперта

Закон № 430-ФЗ вводит упрощенный порядок для регистрации прав на линейные объекты естественных монополий, созданные до 30.12.2004, а также упрощенный порядок оформления прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации таких объектов.

Также закон № 430-ФЗ предоставляет возможность установить публичный сервитут в отношении линейного объекта, созданного до 30.12.2004, в отношении которого отсутствуют как правоустанавливающие документы, так и регистрация прав в ЕГРН. С данным ходатайством может обратиться субъект естественной монополии или оператор связи, которые эксплуатируют соответствующие сооружения для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения, водоотведения и оказания населению услуг связи. Такой порядок действует до 01.01.2025.

Кроме того, внесены поправки, позволяющие ставить указанные выше линейные объекты на кадастровый учет, а также регистрировать права на них на основании технического плана, подготовленного в соответствии с декларацией, составленной правообладателем. То есть фактически регистрация рассматриваемых линейных объектов будет производиться в уведомительном порядке.

В законе № 430-ФЗ расширен перечень целей, для которых может быть установлен публичный сервитут и внесены корректировки, позволяющие установить публичный сервитут дополнительно в следующих целях:

  • складирование строительных материалов, размещение бытовок и строительной техники, необходимых для строительства, реконструкции, ремонта не только объектов транспортной инфраструктуры, но и инженерных сооружений (линии электропередачи, тепловые и водопроводные сети, линии связи, системы газоснабжения, нефтепроводы и т.п.);
  • прокладка (эксплуатация), переустройство или перенос инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог и пр.

В части 1 ст. 70.1 ЛК РФ внесено уточнение, что при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков, за исключением случаев их проектирования в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории.

Данное изменение направлено на исключение ситуаций, когда в целях образования лесных участков для строительства линейных объектов уполномоченные органы власти требовали подготовку как проектной документации лесных участков, так и документации по планировке территории.

Вместе с тем обновленная редакция указанной нормы не снимает вопросы, связанные с оформлением прав на земли лесного фонда при проведении инженерных изысканий, требующихся в целях подготовки собственно документации по планировке территории, необходимой для строительства линейных объектов.

Комментарий эксперта

С июня 2021 года у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, органов местного самоуправления появились полномочия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости.

В силу этого Закон № 397-ФЗ расширил круг лиц, в отношении которых проводятся мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, в частности, если:

  • такими правообладателями являются наследники, которым были выданы свидетельства о праве на наследство по закону или по завещанию, если права наследодателей на эти объекты недвижимости возникли до 31.01.1998 и не были зарегистрированы в ЕГРН и при этом права указанных наследников возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН;
  • право собственности таких правообладателей возникло в связи с внесением членом потребительского кооператива, иным лицом, имеющим право на паенакопления, в полном объеме своего паевого взноса за недвижимое имущество, предоставленное этим лицам кооперативом, и не зарегистрировано в ЕГРН;
  • право собственности таких правообладателей зарегистрировано после 31.01.1998 уполномоченными органами, действовавшими на территории субъекта РФ, на которой находится объект недвижимости, но до создания на указанной территории учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Также Закон № 397-ФЗ установил обязанность для органов уполномоченных по выявлению правообладателей ранее учтённых объектов недвижимости:

  • представлять заявление о постановке объекта недвижимости на учет
    в качестве бесхозяйного в случае, если проведенные мероприятия
    не позволили выявить правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости;
  • обратиться к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство в случае, если объект недвижимости является выморочным имуществом.

До внесения соответствующих изменений не предусмотрено конкретных последствий невыявления правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости, в связи с чем оформление бесхозяйного или выморочного имущества могло тянуться годами либо вообще не инициироваться со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сокращен срок на принятие уполномоченным органом решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости.

Теперь уполномоченный орган может принять такое решение по истечение тридцати дней (вместо сорока пяти) со дня получения проекта решения лицом, выявленным в качестве правообладателя.

Комментарий эксперта

Ранее закон предполагал проведение мероприятий по выявлению правообладателей только тех объектов недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», далее – Закон о госрегистрации

Теперь указанные мероприятия проводятся также в отношении:

  1. наследников по закону или завещанию при выполнении следующих условий в отношении наследуемых объектов недвижимости:
    • права наследодателей возникли до дня вступления в силу Закона о госрегистрации, и не были зарегистрированы в ЕГРН;
    • права наследников возникли до 01.02.2019 и не были зарегистрированы в ЕГРН;
    • права наследников подтверждаются свидетельствами о праве на наследство по закону или по завещанию;
  2. членов жилищно-строительного, гаражного или иного потребительского кооператива и иных лиц, имеющих право на паенакопления, при выполнении следующих условий:
    • соответствующее недвижимое имущество предоставлено указанным лицам кооперативом;
    • права собственности возникло в связи с внесением в полном объеме своего паевого взноса за недвижимое имущество;
    • право собственности не было зарегистрировано в ЕГРН;
  3. правообладателей, чье право собственности зарегистрировано после дня вступления в силу Закона о госрегистрации, но до создания на территории субъекта Российской Федерации, на которой находится объект недвижимости, учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с указанным Федеральным законом.

Проведение мероприятий по выявлению правообладателей в отношении указанных в Законе №397-ФЗ категорий способствует снижению риска ущемления прав таких лиц, например, при изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд или при реализации проектов комплексного развития территорий (КРТ).

Законом №397-ФЗ также установлен порядок постановки объектов недвижимости на учет в качестве бесхозяйного или регистрации выморочного имущества в случае, если по результатам проведения мероприятий по выявлению правообладателей правообладатель не выявлен: на органы местного самоуправления возложена обязанность по подаче соответствующего заявления в установленный срок с даты выявления бесхозяйного или выморочного имущества.

Ранее установленный приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 порядок учета бесхозяйного имущества предполагал инициативу со стороны уполномоченного органа для указанного учета. На практике уполномоченные органы не стремились учитывать бесхозяйное имущество, ссылаясь на то, что это повлечет необходимость расходования бюджетных средств (см., например, апелляционное определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 18.06.2020 № АПЛ20-114).

Указанные поправки направлены на ускорение процесса выявления и регистрации правообладателей недвижимого имущества, равно как и регистрации права публичного образования на бесхозяйное и выморочное имущества.