На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов публичное обсуждение проходит правительственный законопроект с изменениями в первую и вторую части НК РФ (ID проекта 134916).
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан в целях реализации отдельных положений основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики РФ, а также в целях исполнения отдельных поручений Правительства РФ. Рассмотрим основные положения законопроекта.
Изменения в первой части НК РФ
Предлагается пролонгировать на 2024 г. установленные п. 3 ст. 4 НК РФ полномочия Правительства РФ по продлению сроков уплаты налогов, сборов, страховых взносов, сроков представления налоговых деклараций (расчетов) и иных мер поддержки плательщиков налоговых платежей.
Информационное взаимодействие
В целях совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком в п. 4 ст. 31 НК РФ планируется установить срок, по истечении которого документ в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, направленный налоговым органом, считается полученным налогоплательщиком. Таковым будет шестой день со дня отправки, указанного в подтверждении даты отправки электронного документа. Подтверждение даты отправки электронного документа будет направляться оператором электронного документооборота в налоговый орган не позднее дня, следующего за днем отправки документа налогоплательщику. В связи с этим предлагается исключить неактуальное в таком случае основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке в случае неисполнения налогоплательщиком-организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме в электронной форме требования о представлении документов, требования о представлении пояснений и (или) уведомления о вызове в налоговый орган.
«Нулевая» отчетность
Для снижения административной нагрузки на налогоплательщиков предлагается оптимизация количества «нулевой» налоговой отчетности, которую они обязаны сдавать.
Сейчас единая (упрощенная) налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшими кварталом, полугодием, девятью месяцами, календарным годом.
Согласно новой редакции п. 2 ст. 80 НК РФ единую (упрощенную) налоговую декларацию нужно будет представлять не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором последний раз осуществлялись операции, в результате которых происходило движение денежных средств на счетах в банках (в кассе организации), и в котором по налогам, по которым представляется единая (упрощенная) налоговая декларация, последний раз были объекты налогообложения.
Пункт 2 ст. 88 НК РФ дополняется положениями, касающимися камеральной проверки единой (упрощенной) налоговой декларации. Предполагается, что она будет проводиться в течение трех месяцев на основе имеющихся у налоговых органов документов (информации) о налогоплательщике с учетом следующих особенностей:
- камеральная налоговая проверка проводится за налоговые периоды истекшего календарного года начиная с 1 февраля следующего календарного года;
- в случае принятия решения о реорганизации или ликвидации организации камеральная налоговая проверка проводится за истекшие налоговые периоды текущего календарного года со дня, следующего за днем внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что такая организация находится в процессе реорганизации или ликвидации. Ликвидация организации не может быть завершена ранее окончания камеральной налоговой проверки.
Постановка на учет
Из статьи 11 НК РФ хотят исключить понятие свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и ввести понятие документа, подтверждающего постановку на учет (снятие с учета) в налоговом органе. Таковым будет выписка из Единого государственного реестра налогоплательщиков, содержащая сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе организации или физического лица по соответствующему основанию, установленному НК РФ.
К документам, подтверждающим постановку на учет в налоговом органе, также будет относиться выписка из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц.
Прочие поправки
Согласно дополнению, вносимому в п. 1 ст. 58 НК РФ, уплата страховых взносов на дополнительное социальное обеспечение членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, а также отдельных категорий работников организаций угольной промышленности будет осуществляться не в качестве единого налогового платежа.
ФНС России хотят предоставить полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога, и оценки платежеспособности заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей лица. Соответствующее положение вносится в п. 7 ст. 61 НК РФ.
В целях расширения круга потенциальных участников налогового мониторинга в п. 3 ст. 105.26 НК РФ планируется снизить пороговые значения: суммы уплаченных налогов
со 100 млн руб. до 80 млн руб., полученных доходов с 1 млрд до 800 млн руб. и стоимости активов с 1 млрд до 800 млн руб.
В пункт 14 ст. 76 НК РФ вносится дополнение о том, что утрата силы государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является основанием для прекращения приостановления операций по счетам указанного лица в банке. При этом решение об отмене приостановления операций по счетам такого лица в банке налоговым органом не принимается.
У организаций больше не будет выбора формы уведомления о контролируемых сделках. Они должны будут представлять уведомление по установленной форме (установленным форматам) в электронной форме. Право на бумажное уведомление останется только у физических лиц.
В новом п. 6.1 ст. 105.3 НК РФ предлагается установить, что доход, возникший у лица, не являющегося налоговым резидентом РФ, в размере суммы корректировки налоговой базы по сделке между взаимозависимыми лицами, приравнивается к дивидендам, полученным этим лицом от источников в РФ, и облагается налогом в соответствии с положениями главы 23 или 25 НК РФ.
В пункте 1 ст. 5 НК РФ планируется установить, что нормативные правовые акты муниципальных образований, представительного органа федеральной территории «Сириус» о местных налогах и сборах, акты законодательства субъектов РФ о налогах и сборах, направленные на приведение вышеуказанных актов в соответствие с законодательством РФ о налогах и сборах, могут вступать в силу в сроки, прямо предусмотренные этими актами, но не ранее даты их официального опубликования.
Изменения во второй части НК РФ
Во второй части НК РФ изменения касаются, в частности, НДФЛ, налога на прибыль и спецрежимов.
НДФЛ
В подпункте 1 п. 2 ст. 212 НК РФ планируется изменить дату, на которую определяется налоговая база по НДФЛ при получении дохода в виде материальной выгоды. Сейчас это происходит на дату фактического получения налогоплательщиком дохода. А согласно поправкам ее нужно будет определять на дату заключения налогоплательщиком договора о предоставлении заемных (кредитных) средств.
При определении налоговой базы в отношении доходов в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках предлагается исключение доходов в виде процентов, рассчитанных как произведение 1 млн руб. и ключевой ставки Банка России (далее — необлагаемый процентный доход). Установлены особенности налогообложения вкладов со сроком действия более одного года в целях возможности учета суммы необлагаемого процентного дохода, определенного в периодах, за которые начислены проценты по вкладу.
Предусматривается унификация размеров компенсационных выплат при увольнении, в пределах которых такие доходы освобождаются от налогообложения. Сейчас суммы выходного пособия, среднего месячного заработка на период трудоустройства полностью подпадают под обложение НДФЛ. Согласно поправкам в п. 1 ст. 217 НК РФ все компенсационные выплаты, связанные с увольнением физических лиц, будут облагаться НДФЛ только в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия) или шестикратный размер среднего месячного заработка (вознаграждения, денежного довольствия) для физических лиц, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Освобождение от налогообложения доходов в виде жилого помещения (земельного участка), полученного бесплатно из государственной или муниципальной собственности, предусмотренное п. 41 ст. 217 НК РФ, предлагается распространить также на случаи, когда такое недвижимое имущество получено с частичной оплатой.
Пункт 2 ст. 217.1 НК РФ дополняется положениями, устанавливающими особенности налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перераспределения) ранее приобретенных жилых помещений. Кроме того, устанавливается порядок исчисления срока владения для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации жилого помещения, приобретенного в собственность семьи с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Новой редакцией подп. 3 п. 1 ст. 219 НК РФ предполагается распространение права на социальный налоговый вычет на расходы, произведенные на оплату медицинских услуг, оказанных детям (подопечным), признанным судом недееспособными, без ограничения по возрасту.
В подпункте 2 п. 2 ст. 220 НК РФ устанавливаются особенности налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перепланировки и реконструкции) ранее приобретенных жилых помещений, в части порядка признания расходов, которые были понесены налогоплательщиком.
Налог на прибыль
Для применения нулевой ставки по налогу на прибыль при реализации акций (долей участия) в целях упрощения администрирования предлагается исключить требования о выполнении условия о составе активов эмитента (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации) в отношении операций по реализации сравнительно небольших пакетов обращающихся акций.
В этих целях п. 2 ст. 284.2 НК РФ дополняется положением о том, что если акции организации на дату их реализации относятся к ценным бумагам, обращающимся на организованном рынке ценных бумаг, и на указанную дату доход от их реализации не превышает один процент от собственного капитала такой организации, то нулевая ставка по налогу на прибыль, предусмотренная п. 4.1 ст. 284 НК РФ, применяется независимо от состава активов этой организации.
Спецрежимы
В целях снижения налоговой нагрузки из состава доходов при применении ЕСХН и УСН предусматривается исключение доходов в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд (изменения в п. 1 ст. 346.5 и п. 1.1 ст. 346.15 НК РФ).
В пунктах 1.1 и 2.1 ст. 346.20 НК РФ уточняется порядок применения повышенных налоговых ставок (8% и 20%), начиная с отчетного периода, в котором допущено превышение доходов, до окончания налогового (отчетного) периода, для налогоплательщиков, уплачивающих налог в связи с применением УСН. Так, если налоговая база, определенная за налоговый (отчетный) период, меньше налоговой базы, определенной за отчетный период, предшествующий кварталу, в котором допущено превышение доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников, то при исчислении налога (авансовых платежей по налогу) в отношении части налоговой базы, рассчитанной как разница между налоговой базой налогового (отчетного) периода и налоговой базой, определенной для отчетного периода, предшествующего кварталу, в котором произошло превышение доходов налогоплательщика и (или) средней численности его работников, применяется ставка, действовавшая в отчетном периоде, предшествующем кварталу, в котором допущено превышение.