Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 20.06.2023 № Ф04-2150/2023 по делу № А03-1860/2022 рассмотрел ситуацию, когда компания была оштрафована налоговиками по п. 1 ст. 126 НК РФ за непредставление в ходе выездной проверки запрашиваемых документов.
Суть дела
Налоговики провели в компании выездную налоговую проверку, в ходе которой затребовали ряд документов. Компания не смогла их представить, поскольку данные документы у нее отсутствовали из-за того, что бывший директор компании при смене руководства не передал их вновь назначенному директору.
Налоговики посчитали доводы компании необоснованными, поскольку наличие у нее запрашиваемых документов подтверждается книгами продаж контрагентов и книгами покупок компании. В результате они оштрафовали ее по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Компания со штрафом не согласилась и обратилась в суд.
Решение судов
Суды трех инстанций встали на сторону компании. Из содержания ст. 93 и 126 НК РФ следует, что для привлечения налогоплательщика к ответственности за правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 126 НК РФ, необходимо, чтобы он располагал истребованными налоговым органом документами и не представил их в установленный срок либо уклонялся от представления документов. Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения относится к обстоятельствам, исключающим привлечение его к ответственности (подп. 2 п. 1 ст. 109 НК РФ).
По смыслу правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в постановлении от 25.01.2001 № 1-П, для применения санкций штрафного характера необходимо наличие вины, если иное не установлено законом. Отсутствие вины при нарушении налогового законодательства является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу о данном нарушении, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава налогового правонарушения. Суд, обеспечивающий в связи с привлечением к ответственности за нарушение налогового законодательства защиту прав и свобод физических и юридических лиц посредством судопроизводства, основанного на состязательности и равноправии сторон (ст. 123 Конституции РФ), не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения налогового законодательства, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась и как бы ни было распределено бремя ее доказывания.
Суды установили, что компания уведомила инспекцию о невозможности представления запрашиваемых документов в связи с их утратой, просила продлить срок представления документов для их восстановления. Бывший генеральный директор компании при смене руководства в 2020 г. не передал вновь назначенному генеральному директору документы о хозяйственной деятельности компании за период с момента ее регистрации по март 2020 г. Запрашиваемые документы также отсутствуют по адресу нахождения компании.
Ею направлялись запросы в адрес контрагентов на подтверждение наличия финансово-хозяйственных отношений, однако ответы получены не были.
Поскольку при указанных обстоятельствах инспекция не представила доказательств наличия у компании истребуемых документов, суды пришли к выводу об отсутствии вины компании во вменяемом ей налоговом правонарушении и признали решение инспекции о привлечении компании к ответственности недействительным.