Такие неприятные для страны варианты оценили ученые Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС.
В своем анализе руководитель названного центра Антонина Левашенко и его научный сотрудник Александра Коваль напоминают, что Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) проводит регулярный мониторинг стран с недостатками в режимах борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма (ПОД/ФТ) и формирует два списка стран со слабыми мерами в области ПОД/ФТ, которые публикует три раза в год (в феврале, июне и октябре) — «черный» и «серый».
Несмотря на членство России в Группе, после начала конфликта на Украине ФАТФ решила резко ограничить роль и влияние России в Группе, а 24 февраля 2023 г. она приостановила членство России в своих рядах. При этом эксперты РАНХиГС отмечают, что порядок приостановки членства не определен в основополагающем документе Группы — Мандате ФАТФ.
Согласно заявлению Группы, Россия по-прежнему несет ответственность за выполнение своих обязательств по внедрению Стандартов ФАТФ и должна продолжать выполнять свои финансовые обязательства. Россия остается участником глобальной сети ФАТФ на правах члена Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) и сохраняет за собой права члена ЕАГ. В своих заявлениях ФАТФ продолжает призывать все юрисдикции сохранять бдительность в отношении угроз целостности, безопасности и защищенности международной финансовой системы, возникающих в результате текущей ситуации на Украине.
В июне 2023 г. ФАТФ в заявлении по итогам пленарного заседания подчеркнула, что приостановление членства России в Группе остается в силе. После заявлений, выпущенных с марта 2022 г., ФАТФ вновь за-
явила, что все юрисдикции должны проявлять бдительность в отношении текущих и возникающих рисков от невыполнения мер, принятых против Российской Федерации, в целях защиты международной финансовой системы.
Российское подразделение финразведки (Росфинмониторинг) считает, что решение о приостановке членства России в ФАТФ является политизированным, безосновательным, не опирается на установленные процедуры и выходит за рамки Мандата ФАТФ. Вместе с тем, по мнению Росфинмониторинга, данное решение ФАТФ не влечет никаких обязательств и ограничений для финансовых институтов в России и за рубежом. Российская «антиотмывочная» система продолжит функционирование в соответствии с действующим законодательством.
Тем не менее ученые РАНХиГС констатируют, что включение юрисдикции в «черный» или «серый» список ФАТФ влечет за собой серьезные репутационные последствия, препятствующие работе с контрагентами и финансовыми институтами из такой страны. Включение в списки может повлиять на возникновение дополнительных транзакционных издержек, что, в свою очередь, сказывается на снижении объемов и увеличении сроков трансграничных платежей, сокращении взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций. Проведение расширенных процедур должной осмотрительности приводит к увеличению сроков проведения транзакций, требованию большего числа документов, а в ряде случаев — к отказу в проведении транзакций с клиентами или финансовыми институтами из «черного» или «серого» списка ФАТФ.
По данным авторов анализа, эксперты МВФ в исследовании 2021 г. на основе данных по 89 странам с формирующимся рынком и развивающимся странам за 2000—2017 гг.,
78 из которых хотя бы раз были включены в «серый» список ФАТФ, приходят к выводу, что включение страны в такой список имеет значительное негативное влияние на приток капитала. Эмпирические результаты показывают, что приток капитала снижается в среднем на 7,6% ВВП, когда страна находится в «сером» списке. Кроме того, приток прямых иностранных инвестиций сокращается в среднем на 3,0% ВВП, портфельный приток капитала снижается в среднем на 2,9% ВВП, а приток других инвестиций уменьшается в среднем на 3,6% ВВП.
«Таким образом, анализ экспертных оценок позволяет сделать вывод, что в результате включения страны в „черный“ или „серый“ списки ФАТФ можно ожидать сокращения российской внешней торговли на 10%», — заключают ученые РАНХиГС.