К такому выводу пришел Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), отследив динамику важнейших показателей финансового состояния отраслей промышленности в постковидный период.
В одном из новых «Тринадцати тезисов об экономике» ЦМАКП говорится, что постковидное восстановление мировой и российской экономики в 2021 г. сопровождалось «перегревом» большинства рынков промышленных товаров, выразившимся в разгоне промышленной инфляции, особенно — по базовой продукции промежуточного назначения (сырье и материалы).
Рост мировых цен на сырьевые товары, наблюдающийся с конца 2020 г., в ЦМАКП связывают с быстрым, недооцененным производителями ростом спроса, дополнительно простимулированным антикризисными мерами в различных странах. Этот рост спроса существенно обгонял расширение предложения товаров. Дополнительный фактор — масштабное монетарное стимулирование ключевых мировых экономик в ответ на «ковидный кризис», обусловившее переток дополнительных «свободных денег» на финансовые и сырьевые рынки.
Это, в свою очередь, обусловило сильнейший рост доходов промышленных компаний, в том числе и российских. Объем прибыли (сальдированный финансовый результат) в российской промышленности на своем пике (III квартал 2021 г.) превысил среднеквартальное значение докризисного 2019 г. в 1,8 раза.
Высокие доходы сохранялись вплоть до I квартала 2022 г., но с началом СВО и вводом системных антироссийских санкций началось их быстрое снижение. Всего за полгода объем прибыли в промышленности вернулся к своему обычному докризисному («доковидному») уровню.
По большей части — позитив
«При этом важнейшим результатом стало то, что удалось не допустить дальнейшего падения прибыли: начиная с IV квартала 2022 г. ее объем стабилизировался (в реальном выражении), а по итогам I квартала 2023 г. даже был отмечен небольшой рост. Отраслевые особенности изменения уровня рентабельности можно считать по большей части позитивными — особенно с учетом сильно усложнившихся условий работы предприятий», — отмечает руководитель направления ЦМАКП Владимир Сальников.
Он констатирует, что в «постковидный перегрев» (2021 г.) подавляющая часть прироста доходов сконцентрировалась в сырьевом экспортном сегменте при стагнации (или незначительном росте) во внутренне ориентированных отраслях. В 2022—2023 гг. ситуация начала выправляться:
- во-первых, уровень рентабельности возрос в большей части видов деятельности, причем это произошло преимущественно в потребительски ориентированных и отдельных инвестиционно ориентированных отраслях, а также химическом комплексе — наиболее высокотехнологичном из сырьевого сегмента (кроме того, рост рентабельности фиксируется в электроэнергетике и угледобыче);
- во-вторых, примерно в половине отраслей со снизившейся рентабельностью это снижение либо было ограничено по масштабам, либо шло с высокого уровня — и, соответственно, в большей степени затронуло сырьевые производства.
В результате в большинстве видов деятельности уровень рентабельности либо увеличился, либо, даже снизившись, остался на довольно высоком уровне: в 17 из 24 рассмотренных отраслей (в которых генерируется около 3/4 добавленной стоимости промышленности) она превышает (подчас заметно) 10%-ный уровень, в среднем же по промышленности рентабельность производства составила за последнее полугодие 18%, что примерно соответствует докризисному уровню.
Есть и негатив
Однако эксперт ЦМАКП указывает и на ряд значимых негативных моментов отраслевых особенностей динамики рентабельности:
- во-первых, в глубоких аутсайдерах оказалась автомобильная промышленность, где рентабельность составила –11%, упав на 17 п.п. по сравнению с докризисным периодом;
- во-вторых, убыточными (хотя и не столь сильно, как автопром) стали деревообработка (–4,9%, снижение на 9,5 п.п.) и производство «прочих транспортных средств» (включает в себя железнодорожное машиностроение, авиа-, судостроение и производство военных боевых машин) (–2,0%, снижение на 4.4 п.п.); причина текущей убыточности — невысокий запас прочности (низкая рентабельность) накануне кризиса при сильном воздействии санкционных ограничений (деревообработка — второй антирекордсмен по снижению выпуска после автопрома, что связано с закрытием экспортных западных рынков при высоких издержках «разворота на Восток». В случае же с «прочими транспортными средствами» рост издержек был связан с необходимостью адаптации к ограничению импорта ключевых комплектующих, особенно сильно проявившей себя в авиационной промышленности и в железнодорожном машиностроении);
- в-третьих, не изменилась, но осталась на весьма низком уровне рентабельность в «Производстве компьютеров, электронных и оптических изделий», а также в «Производстве готовых металлических изделий». Здесь, как полагает В. Сальников, сложились четыре фактора:
- удорожание импортных комплектующих, как в рамках общемировой «постковидной» тенденции роста цен на полупроводники и т.д., так и из-за усиления монополизма поставщиков на фоне «отпадения» части из них в условиях санкций;
- значительный объем поставок по договорам для государственных нужд с фиксацией (невысокого и сокращающегося при повышении затрат на импорт) объема прибыли;
- рост отбраковки ввозных комплектующих из-за перехода к неавторизованным поставкам;
- дополнительно для потребительского рынка (не главного для наших производителей) — снижение цен на импорт по мере замещения ушедших с него брендированных товаров более дешевыми, небрендовыми аналогами;
- в-четвертых, антирекордсменом по скорости ухудшения доходности стала металлургия (спад на 26 п.п., до уровня 12%, что в полтора раза ниже среднего по промышленности).
«Ситуация с уровнем платежеспособности в промышленности может быть охарактеризована как довольно противоречивая, но структурно — в целом негативная. С одной стороны, общепромышленный уровень платежеспособности по сравнению с докризисным уровнем практически не изменился, составив 0,34 в 2023 г. против 0,33 в 2017—2019 гг. (медиана по годам). С другой стороны, быстрые разнонаправленные по отраслям изменения уровня рентабельности привели к ощутимому усилению отраслевой дифференциации платежеспособности», — констатирует В. Сальников.
Он указывает, что если в докризисный период квартильный коэффициент составлял 1,5, то в 2023 г. — 2,6. При этом низкий уровень платежеспособности, как правило, наблюдается именно в тех секторах, перед которыми стоит задача ускоренного развития (машиностроительные сегменты) и/или которые испытали в наибольшей степени ограничивающее действие санкций и вынуждены активно адаптироваться к изменившимся условиям (последний тезис справедлив и в отношении машиностроения, а также в отношении металлургии и химических производств). Отсюда самоподдерживается модель «самофинансирования» инвестиций, что очень серьезно сдерживает модернизацию соответствующих производств, отмечает руководитель направления ЦМАКП.
Особенности изменения платежеспособности
К важнейшим отраслевым особенностям изменения платежеспособности эксперт относит:
- в докризисный период ни в одной из основных отраслей промышленности (кроме фармацевтики) не фиксировалось высоких значений платежеспособности (показатель не превышал 0,5); к 2023 г. в целом ряде отраслей, в том числе крупных, отмечен рост показателя платежеспособности до высокого уровня
- (выше 0,5): это нефтегазовый сектор, пищевая промышленность, легкая промышленность, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство прочих готовых изделий;
- нормализация платежеспособности фиксируется в электроэнергетике и производстве стройматериалов;
- сохранение удовлетворительного уровня платежеспособности отмечено в производстве бумажных изделий, электрического оборудования;
- в производстве металлоизделий низкая платежеспособность сохранилась;
- в производстве машин и оборудования платежеспособность хотя и существенно возросла, но осталась на «минимально приемлемом» уровне (более чем четырехкратное превышение чистых долгов над EBIT);
- в химической промышленности произошло ощутимое снижение платежеспособности с «пробиванием» минимально приемлемого порога;
- в металлургии платежеспособность упала практически вдвое, став ниже минимально приемлемого порога (как следствие вышеотмеченного резкого снижения прибыли);
- автомобилестроение и деревообработка, а также прочее транспортное машиностроение (ввиду отмеченной убыточности) пока фактически работают «в режиме дефолта».
Отрасль |
2017—2019 |
2023 |
Фармацевтика |
1,11 |
1,20 |
Пр-во резиновых и пластмассовых изделий |
0,38 |
1,00 |
Пищевая промышленность |
0,31 |
0,61 |
Производство прочих готовых изделий |
0,09 |
0,58 |
Нефтегазовый сектор |
0,40 |
0,55 |
Легкая промышленность |
0,32 |
0,51 |
Производство бумажных изделий |
0,41 |
0,44 |
Электроэнергетика |
0,27 |
0,41 |
Производство стройматериалов |
0,18 |
0,32 |
Пр-во электро- и оптического оборудования |
0,32 |
0,31 |
Производство метизделий |
0,21 |
0,24 |
Металлургия |
0,43 |
0,23 |
Химия |
0,29 |
0,23 |
Пр-во машин и оборудования |
0,01 |
0,23 |
Водоснабжение, отходы |
0,33 |
0,23 |
Автомобилестроение |
0,10 |
–0,02 |
Деревообработка |
0,10 |
–0,06 |
Желдор-, судо- и авиастроение |
0,09 |
–0,10 |
Источник: ЦМАКП