В одном из дел, которое было включено в Обзор судебной практики[1], ВС РФ разъяснил, как распределить бремя доказывания, а также определить юридически значимые обстоятельств при разрешении споров о включении дохода от предпринимательской деятельности одного из супругов в состав общего имущества, подлежащего разделу (п. 5).
Споры о разделе совместно нажитого имущества супругов являются часто встречающимися в судебной практике. Напомним, что по общему правилу, к совместной собственности супругов относится:
- всё имущество, нажитое ими в период брака (п. 1 ст. 34 СК РФ),
- доходы каждого из супругов, полученные ими от предпринимательской деятельности в период брака, также относятся к их совместно нажитому имуществу (п. 2 ст. 34 СК РФ).
Таким образом, перечень имущества, который подлежит разделу в случае расторжения брака, является довольно обширным.
Личное или семейное
В данном споре одним из видов имущества, которое подлежало разделу, являлись доходы, полученные одним из супругов от предпринимательской деятельности, которую он вёл в период брака.
Суд первой инстанции отказал в разделе указанных денежных средств как совместно нажитого имущества, так как не было доказательств расходования их в личных целях и без согласия второго супруга.
Апелляция исходила из того, что, поскольку предпринимательская деятельность осуществлялась в период брака и условия данной деятельности предусматривали поступление от нее дохода, данные денежные средства являются общим имуществом супругов. Суд принял во внимание уклонение стороны от предоставления в материалы дела необходимой бухгалтерской документации.
Суд кассационной инстанции согласился с мнением апелляции и оставил решение в силе.
Когда был получен доход?
ВС РФ решил, что при разрешении споров о разделе совместно нажитого имущества супругов, а, в частности, о разделе доходов, полученных от предпринимательской деятельности одного из супругов, важным будет являться установление размера полученного дохода до прекращения брачных отношений, а также выяснение вопроса о том, был ли получен указанный доход в период брака или после его прекращения.
При этом, если обратиться к самому определению ВС РФ 01.11.2022 г. по делу № 19-КГ22-27-К5, то ВС РФ указал также на ранее данные разъяснения в Постановлении Пленума ВС РФ от 05.11.1998 № 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака».
Таким образом, если при разделе совместно нажитого имущества будет установлено, что один из супругов произвел отчуждение общего имущества или израсходовал его по своему усмотрению вопреки воли другого супруга и не в интересах семьи, либо скрыл это имущество, то при разделе будет учитываться это имущество или его стоимость (абз. 1 п. 16 Постановления Пленума ВС РФ № 15 от 05.11.1998).
Стоит отметить, что ВС РФ также верно отметил, что от установления указанных обстоятельств зависело отнесение данных доходов к совместной собственности супругов (при определении его размера до прекращения брака), а также распределение между сторонами бремени доказывания факта расходования указанных средств одним из супругов в интересах семьи или на личные цели без согласия второго супруга (в случае установления факта его получения до прекращения брака).
Необходимость установления данных обстоятельств обуславливается тем, что от суммы дохода, периода, в который он был получен, а также подтверждения расходования полученных от предпринимательской деятельности денежных средств зависит то, какая сумма будет относиться к совместно нажитому имуществу и подлежать разделу.
ВС РФ закрепил подход к распределению бремени доказывания
Так как в случае, если в процессе рассмотрения судом дела будет установлено, что указанные доходы, полученные одним из супругов от предпринимательской деятельности, были израсходованы на семейные нужды, то такие доходы не будут подлежать разделу. В данном случае презюмируется, что на такие расходы было получено согласие второго супруга и эти расходы являются совместными.
Таким образом, важность отражения изложенных обстоятельств дела в свежем Обзоре ВС РФ заключается в том, что ВС РФ напомнил о необходимости правильного определения предмета доказывания, а также распределения бремени доказывания этого предмета между сторонами спора. В случаях не выяснения судами обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, значительным образом нарушаются права лиц, участвующих в деле, за защитой которых они обращаются в суд.
В Обзоре ВС РФ не только напомнил о необходимости выяснения указанных обстоятельств, но и дал разъяснения о том, в каких случаях и какие обстоятельства будут иметь значение для решения вопроса о том, подлежат ли доходы от предпринимательской деятельности одного из супругов разделу как совместно нажитое имущество или нет.
Представляется, что данные ВС РФ разъяснения в новом Обзоре помогут в дальнейшем в судебной практике избегать подобных ошибок при применении норм как материального, так и процессуального права. Это может поспособствовать более качественному подходу к разрешению споров судами нижестоящих инстанций.
[1] Обзор судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2023) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)