
Михаил Хохолков,
руководитель практики «Медиаправо» юридической фирмы INTELLECT, эксперт рабочей группы по рекламе Аналитического центра при Правительстве РФ
Закон вводит два новых состава правонарушений для рекламодателей, рекламораспространителей и операторов рекламных систем и один состав — для операторов рекламных данных (ОРД). Рассматривать дела по новым составам будет Роскомнадзор.
Штрафы за непредставление в Единый реестр интернет-рекламы (ЕРИР) информации о рекламе, а также за неполное, недостоверное, неактуальное или несвоевременное представление информации составляют:
-
для граждан: от 10 тыс. до 30 тыс. руб.;
-
для должностных лиц и ИП: от 30 тыс. до 100 тыс. руб.;
-
для юрлиц: от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Штрафы за распространение рекламы без идентификатора или с нарушением требований к его размещению составляют:
-
для граждан: 30 тыс. — 100 тыс. руб.;
-
для должностных лиц и ИП: 100 тыс. — 200 тыс. руб.;
-
для юрлиц: 200 тыс. — 500 тыс. руб.
Штрафы для ОРД за нарушение законодательства о рекламе:
При этом составы могут сочетаться:
-
не поставили текстовую метку «реклама» — ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ;
-
не отчитались в ЕРИР — новая ч. 15 ст. 14.3 КоАП РФ;
-
не поставили токен или поставили не туда — новая ч. 16 ст. 14.3 КоАП РФ.
Итого по новым ставкам за один немаркированный рекламный пост максимальный штраф составит: для физлица — до 132 500 руб.; для ИП — до 320 тыс. руб.; для юрлица — до 1,5 млн руб.
Да и минимальный штраф нельзя назвать необременительным, особенно если учесть, что это всего за один рекламный пост: для физлица — от 42 тыс. руб.; для ИП — от 134 тыс. руб.; для юрлица — от 400 тыс. руб.
Квалифицировать информацию в качестве рекламы может только ФАС России. У Роскомнадзора таких полномочий нет: ведомство отвечает только за ЕРИР, токены и отчетность.
Следовательно, для того чтобы РКН смог возбудить дело по новым ч. 15 или 16 ст. 14.3 КоАП РФ, сначала ФАС России должна установить нарушение ч. 17 ст. 18.1 Закона о рекламе. Грубо говоря, признать распространенную информацию рекламой и без метки. В свою очередь, решение ФАС России можно обжаловать в суде.
Иными словами, до уплаты «ерировских» штрафов должно последовательно пройти несколько этапов:
1-й этап. ФАС России признает информацию рекламой, выносит решение.
2-й этап. Оспаривание решения ФАС России в суде. Если оспорить не удастся, решение вступает в силу.
3-й этап. РКН возбуждает дело за отсутствие токена или неправильную отчетность в ЕРИР, если сроки давности не истекли. Выносит решение.
4-й этап. Оспаривание решения РКН в суде.
5-й этап. Уплата штрафа, если оспорить решение РКН не удастся.
Понятное дело, что если реклама отмечена словом «реклама», но в ней нет токена или отчетность подвела, то первые два этапа можно пропустить. Но вполне вероятно, что большинство спорных ситуаций будут касаться разграничения «реклама или нереклама».
В этом ракурсе срок давности привлечения к ответственности в один год с даты распространения рекламы выглядит не таким уж и длительным.