Определен порядок использования ЭП сотрудниками, а также при трансграничных сделках

| статьи | печать

В начале августа, за некоторым исключением, вступили в силу поправки1 в законодательство об электронной подписи (далее — ЭП). Нововведения содержат положения о применении после 31 августа сотрудниками юридических лиц квалифицированной ЭП юридического лица. Также ужесточаются требования к аккредитации удостоверяющих центров и упрощается порядок уничтожения ЭП и получения неквалифицированной ЭП без личного присутствия заявителя. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить принятые изменения.


1 Федеральный закон от 04.08.2023 № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Комментарий эксперта

В соответствии с принятыми поправками в Закон об электронной подписи, в частности, установлен предельный срок для использования ранее выданных квалифицированных сертификатов сотрудников юридических лиц.

Как следует из разъяснений Минцифры России1, в случае, если сотрудник не успеет обратиться в удостоверяющий центр за получением квалифицированного сертификата до 1 сентября 2023 г., он сможет пользоваться электронной подписью с сертификатом юрлица до окончания срока ее действия, далее же — только квалифицированной электронной подписью физлица в сочетании с машиночитаемой доверенностью (МЧД).

Важно отметить, что внесенные изменения в части возможности оформления квалифицированного сертификата затрагивают только рядовых сотрудников частных компаний и не распространяются на руководителей организаций, индивидуальных предпринимателей, а также сотрудников госкомпаний.

К самим удостоверяющим центрам новая редакция закона также устанавливает повышенные требования. В частности, усилены требования к аккредитованным центрам по размеру собственных средств (чистых активов) — пороговое значение повышено в два раза по сравнению с текущим уровнем — до 2 млрд руб. Следует отметить, что ранее ужесточение требований к размеру чистых активов и финансового обеспечения удостоверяющих центров вводилось поэтапно в 2015 и в 2019 гг. и в целом является отражением последовательной политики регулятора по сокращению количества участников рынка и усилению контроля за процессом выпуска сертификатов.

Новая редакция закона также устанавливает, что удостоверяющим центрам разрешено выдавать квалифицированные сертификаты со сроком действия 12 лет.

Что касается усиленных неквалифицированных подписей, то, согласно внесенным изменениям, удостоверяющие центры смогут частично перейти на дистанционный порядок выдачи и дистанционно выдавать усиленную неквалифицированную подпись лицам, которым ранее электронная подпись была выдана при личной явке, или с помощью УКЭП, или с помощью ЕСИА. При этом, однако, необходимо, чтобы ранее выданная электронная подпись продолжала быть действительной.

Отдельный блок изменений затронул порядок признания и использования иностранных электронных подписей в РФ. Так, согласно вступившим в силу с 4 августа 2023 г. изменениям иностранные электронные подписи могут быть признаны усиленными на основании соглашения между участниками трансграничной сделки. В ближайшее время ФНС должна разместить на своем портале методические рекомендации по трансграничному электронному документообороту (ЭДО) в разделе «Международный электронный документооборот».

Помимо указанных выше изменений, с 1 сентября 2023 г. удостоверяющий центр ФНС России начнет выдавать квалифицированные сертификаты филиалов и представительств иностранных юридических лиц.


1 Информация Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 17 августа 2023 г. «До 1 сентября можно выбрать тип электронной подписи для сотрудников».

Комментарий эксперта

Вступившие в силу изменения можно разделить на несколько основных групп.

Изменения, касающиеся иностранных юридических лиц, их филиалов, представительств.

С 01.09.2023 филиал, представительство иностранного юридического лица будут иметь возможность получить квалифицированный сертификат ЭП в уполномоченном государственном органе РФ (удостоверяющий центр федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственной регистрации юридических лиц).

Требования к представителю, действующему от имени филиала, представительства иностранного юридического лица, аналогичны требованиям к представителю российского юридического лица: если это руководитель, имеющий право действовать без доверенности, документ подписывается ЭП филиала (представительства), а представитель по доверенности подписывает документ собственной ЭП.

Изменения в порядке уничтожения и получения ЭП.

В законе предусмотрена обязанность участников электронного взаимодействия незамедлительно уничтожать ключи ЭП для усиленных квалифицированных электронных подписей. Усиленная неквалифицированная ЭП может быть получена без личного присутствия, если ранее заявитель уже обращался лично в этот удостоверяющий центр и срок действия сертификата ключа проверки электронной подписи еще не истек.

Увеличились требования к минимальному размеру собственных средств, необходимых для аккредитации удостоверяющего центра. Он составляет 2 млрд руб.

Для удостоверяющих центров, имеющих не менее чем в трех четвертях субъектов Российской Федерации один филиал или представительство или более, размер собственных средств (капитала) может составлять не менее чем 1 млрд руб.

Также введена новая категория удостоверяющих центров, для которой установлены пониженные требования (1 млрд руб.), — центры, занимающиеся созданием и выдачей в соответствии с эксплуатационной документацией на средства удостоверяющего центра квалифицированных сертификатов со сроком действия не менее 12 лет, но не более срока, определенного требованиями, установленными в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 8 закона.

Третьи лица теперь могут принимать заявления на выдачу сертификатов ключей проверки электронной подписи и выдавать сертификаты ключей проверки электронной подписи на основании заключенного с удостоверяющим центром соглашения или на основании нормативного правового акта Российской Федерации.

На мой взгляд, данное изменение направлено на упрощение процедуры получения ЭП, поскольку у заявителей появляется альтернативный способ взаимодействия с удостоверяющим центром. Однако стоит учитывать, что такое доверенное лицо обязано идентифицировать заявителя при его личном присутствии, то есть подать заявление онлайн в этом случае невозможно.

Комментарий эксперта

Статья 7 Закона об электронной подписи1, касающаяся признания электронных подписей, созданных в соответствии с нормами иностранного права и международными стандартами, дополнилась ч. 4, согласно которой электронная подпись, созданная в соответствии с нормами права иностранного государства и международными стандартами, может применяться в правоотношениях между участниками трансграничной сделки, если между ними достигнуто соглашение о применении ЭП. Указанное соглашение в том числе призвано урегулировать порядок ее использования, а также подтверждения соответствия (удостоверяющим центром, доверенной третьей стороной или иными, уполномоченными соглашением лицами).

УЦ Федерального казначейства наделяются правом на выдачу обезличенного квалифицированного сертификата. Однако такой сертификат может быть выдан только государственным и муниципальным учреждениям, государственным предприятиям, публично-правовым компаниям, автономным некоммерческим организациям, операторам информационных систем государственного и муниципального уровня.


1 Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи».