На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещены разработанные Минтрудом России законопроекты, вносящие изменения в ст. 135 и 152 ТК РФ (ID законопроектов 140597 и 140537).
Изменения в ст. 135 ТК РФ
Статья 135 ТК РФ определяет порядок установления заработной платы работникам. Во второй части этой нормы прописано, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Постановлением Конституционного суда РФ от 15.06.2023 № 32-П положения части второй ст. 135 ТК РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они порождают возможность произвольного установления на локальном уровне правил исчисления отдельных выплат, входящих в состав заработной платы, и тем самым во взаимосвязи с соответствующими положениями коллективного договора и (или) локальных нормативных актов позволяют без учета количества и качества затраченного труда, а также иных объективных критериев уменьшать размер заработной платы работника, имеющего неснятое (непогашенное) дисциплинарное взыскание.
Конституционный суд обязал федерального законодателя внести в кратчайшие сроки необходимые изменения в действующее правовое регулирование. Он также указал, что до внесения соответствующих изменений применение к работнику дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение по его вине возложенных на него трудовых обязанностей не может служить основанием для лишения этого работника на весь срок действия дисциплинарного взыскания входящих в состав его заработной платы стимулирующих выплат или для произвольного снижения их размера, а также не является препятствием для начисления работнику тех дополнительных выплат, право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности и достижением определенных результатов труда.
Выполняя поручение Конституционного суда, Минтруд России разработал законопроект, вносящий изменения в ст. 135 ТК РФ. Им предлагается дополнить вторую часть ст. 135 ТК РФ положением, согласно которому начисление работнику дополнительных выплат (в том числе выплат стимулирующего характера), право на которые обусловлено его непосредственным участием в осуществлении отдельных, финансируемых в особом порядке видов деятельности, количеством и качеством работы, не может зависеть от наличия у работника неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания. Наличие неснятого (непогашенного) дисциплинарного взыскания может учитываться при осуществлении выплат стимулирующего характера, которые начисляются за период, когда к работнику было применено дисциплинарное взыскание.
Изменения в ст. 152 ТК РФ
Частью первой ст. 152 ТК РФ установлено, что сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Постановлением Конституционного суда РФ от 27.06.2023 № 35-П положения части первой ст. 152 ТК РФ были признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат. В связи с этим федеральному законодателю было поручено предусмотреть конкретный порядок определения размера повышенной оплаты сверхурочной работы, с тем чтобы обеспечить такую оплату в большем размере по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в пределах установленной продолжительности рабочего времени.
Выполняя это поручение, Минтруд России разработал законопроект, которым предлагается изложить первую часть ст. 152 ТК РФ в новой редакции. Она предусматривает, что сверхурочная работа оплачивается исходя из заработной платы, установленной действующими у данного работодателя системами оплаты труда, за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Время работы в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени оплачивается из расчета тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причем работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных. Время, отработанное сверхурочно, оплачивается сверх заработной платы, начисленной работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени, из расчета полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад). Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Статьей 2 законопроекта также устанавливается, что выполнение работодателем ранее установленных коллективными договорами, локальными нормативными актами и трудовыми договорами условий, предусматривающих оплату сверхурочной работы в более высоком размере, не может быть прекращено им в одностороннем порядке. Фактически сложившийся в конкретной организации более льготный по сравнению с действующим законодательством порядок оплаты сверхурочной работы не может быть произвольно отменен работодателем.