В начале августа был опубликован Указ Президента РФ от 08.08.2023 № 585, которым были приостановлены действия отдельных положений международных договоров Российской Федерации по вопросам налогообложения (далее – Указ №585).
В материале рассмотрим налоговые последствия их приостановления.
Указ № 585 приостановил действие следующих основных положений соглашений об избежании двойного налогообложения, заключенных Россией с 38-ью так называемыми «недружественными странами» (далее – Соглашения):
-дистрибутивные правила Соглашений – положения, которые определяют особенности налогообложения отдельных видов доходов и распределяют между государствами права на налогообложение того или иного дохода. В частности, это статьи о налогообложении дивидендов, процентов, роялти, доходов постоянного представительства, доходов от отчуждения имущества, от работы по найму;
-положения о налогообложении имущества;
-положения о недискриминации;
-положения об ограничении льгот, предусмотренные отдельными Соглашениями. Действие таких положений приостановлены применительно к Соглашениям со Швецией, Люксембургом, Великобританией, Швейцарией, Кипром, Литвой, Австрией, Мальтой;
-положения о помощи во взимании налогов по Соглашениям с Бельгией, Норвегией, Кипром, Австрией и Японией.
Действующими остались статьи Соглашений об устранении двойного налогообложения, взаимосогласительной процедуре, обмене информацией, общие определения.
Изменения в налогообложении действуют с 8 августа 2023 года.
Налоговые последствия приостановления Соглашений
Если российское лицо планирует выплачивать дивиденды, проценты, роялти или прочие доходы, облагаемые у источника выплаты, лицам из государств, Соглашения с которыми приостановлено, то такая выплата будет облагаться налогом на прибыль у источника выплаты по стандартным ставкам, предусмотренным НК РФ. Напомним, что для дивидендов ставка налога на прибыль составляет 15%, а для процентов, роялти и прочих доходов, облагаемых у источника, - 20%. Льготные ставки или освобождение от налога в России, предусмотренные Соглашениями, применяться не будут.
Что касается возможности зачета (вычета) налога, уплаченного в другом договаривающемся государстве, то российское юридическое лицо сможет зачесть налог в России, даже если действие Соглашений будет прекращено, поскольку право на зачет прямо предусмотрено российским налоговым законодательством (п. 3 ст. 311 НК РФ).
Все остальные лица смогут зачесть (вычесть) налог, только опираясь на сохранившие действие статьи (Соглашений) об устранении двойного налогообложения, а также на национальное налоговое законодательство иностранного государства.
При этом требует разъяснения со стороны российских государственных органов порядок применения в новых условиях статьи об устранении двойного налогообложения (обычно ст. 21 или 22 Соглашений) в отрыве от других статей Соглашений. Дело в том, что статья об устранении двойного налогообложения позволяет вычесть налог, уплаченный в одном договаривающемся государстве, из налога, подлежащего уплате в другом договаривающемся государстве, только в том случае, если облагаемый доход подлежит налогообложению в первом государстве в соответствии с дистрибутивными положениями Соглашения. Однако дистрибутивные положения Соглашений больше не действуют. В соответствии же с национальным законодательством государств доход может подлежать налогообложению в обоих государствах.
Теперь следующий шаг - за иностранными государствами, с которыми приостановлены соглашения. Они могут не отреагировать, тогда их резиденты будут продолжать пользоваться правом на зачет (вычет) налога, но все льготные ставки и освобождения перестанут действовать (по крайней мере в России). Либо они могут заявить о прекращении Соглашений, что негативно скажется на резидентах обеих сторон Соглашений.