1 октября вступят в силу поправки в п. 2 ч. 1 ст. 10.2-2 Закона об информации1, устанавливающие особенности предоставления информации с применением рекомендательных технологий (Федеральный закон от 31.07.2023 № 408-ФЗ). В связи с этим Роскомнадзор подготовил и опубликовал проект приказа2 об утверждении требований к содержанию информации о применении рекомендательных технологий и ее размещению на информационном ресурсе. О рекомендательных технологиях и предлагаемых Роскомнадзором требованиях — в нашем материале.
Если вы хоть раз обращали внимание, что после разговора с друзьями на какую-то тему вдруг на сайтах и во всех ваших социальных сетях появляется реклама и рекомендации именно о том, что вы обсуждали, — вы столкнулись с рекомендательными технологиями. Рекомендательные технологии позволяют собирать «явные» и «неявные» сведения о нашем пользовательском опыте, чтобы привлечь внимание потенциального потребителя.
Одним из источников сбора таких сведений о пользовательском опыте являются cookies, на использование которых каждый из нас часто соглашается на большинстве сайтов. Однако само по себе использование cookies для сбора информации на сайте, если дальше на нем для пользователей не будут предлагаться рекомендации, созданные на основе анализа информации из cookies, к использованию рекомендательных технологий отнести нельзя. Рассказать об источниках сбора сведений владелец сайта будет вынужден в правилах, которые он разместит на нем.
Таким образом, под рекомендательными технологиями можно понимать любые сервисы, которые позволяют на основе анализа данных о пользователе, его предпочтений формировать для него то или иное предложение: выдавать рекламу, предлагать товары и услуги, рекомендовать контент, который такому человеку может быть интересен. Именно об этом и идет речь в поправках в Закон об информации.
Рекомендательные алгоритмы не должны нарушать права и интересы граждан
Если коротко, то с 1 октября 2023 г. все владельцы ресурсов, на которых применяются рекомендательные технологии, будут обязаны:
-
не допускать применение рекомендательных технологий, которые нарушают права и законные интересы граждан и организаций;
-
не допускать предоставление информации с применением рекомендательных технологий без информирования пользователей об их применении на данном информационном ресурсе и (или) на странице сайта в сети Интернет, и (или) в информационной системе, и (или) в программе для электронных вычислительных машин рекомендательных технологий;
-
разместить на информационном ресурсе документ на русском языке, устанавливающий правила применения рекомендательных технологий, и обеспечить беспрепятственный и безвозмездный доступ пользователей к нему;
-
разместить на информационном ресурсе свои контактные данные: адрес электронной почты, фамилию и инициалы (для физического лица) или наименование (для юридического лица).
За соблюдением указанных правил владельцами информационных ресурсов будет следить Роскомнадзор. Для этого ведомство должно будет разработать и утвердить правила размещения информации о применении рекомендательных технологий, порядок взаимодействия Роскомнадзора и владельцев информационных технологий и т.д.
Роскомнадзор настаивает на очевидном информировании пользователей без их согласия
Ведомством уже подготовлены проекты приказов, в частности, в одном из них предлагается утвердить требования к содержанию информации о применении рекомендательных технологий и ее размещению на информационном ресурсе. Иными словами, в проекте изложены правила о размещении информации об использовании рекомендательных технологий.
Согласно проекту приказа владельцы информационных ресурсов будут обязаны очевидным образом разместить на главной странице своего ресурса и непосредственно на той странице, посредством которой происходит сбор информации о пользовательском опыте, информационное сообщение.
Текст сообщения должен быть следующего содержания: «На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети Интернет, находящихся на территории Российской Федерации)».
При этом владелец ресурса обязан обеспечить доступ к информации о применении рекомендательных технологий без дополнительной регистрации и иных ограничений.
Также запрещается размещение такого информационного сообщения путем его наложения на иную информацию.
Механизм ответственности за соответствующие нарушения
В соответствии с поправками в Закон об информации в случае нарушения владельцами информационных ресурсов новых правил Роскомнадзор должен будет направить сначала уведомление о необходимости устранения допущенных нарушений. И только в случае их неустранения ведомство направит требование о прекращении использования рекомендательных технологий. Если владелец ресурса в течение суток не прекратит использование рекомендательных технологий, Роскомнадзор будет вправе ограничить доступ к информационному ресурсу.
Специальной ответственности за нарушение новых требований пока не установлено, а проект приказа отсылает нас к тому, что владелец ресурса будет нести ответственность, установленную законодательством. Так, например, вероятно, если он не исполнит требования Роскомнадзора, появятся основания для привлечения его к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ — за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль, об устранении нарушений законодательства. Такое нарушение влечет штраф для юридических лиц от 10 тыс. до 20 тыс. руб. Но скорее всего, нам стоит ждать появления новых составов в КоАП РФ после вступления в силу новых требований.
Внесенные в закон поправки и подготовленные в целях его исполнения подзаконные акты направлены на защиту пользователей, которые должны иметь представление о том, какая информация о них собирается на том или ином ресурсе, а также каким образом и для чего она используется. Некоторые крупные игроки, использующие данные технологии, уже публикуют на своих ресурсах информацию о том, как у них работают алгоритмы, собирающие пользовательские данные. Поэтому желание законодателя обеспечить прозрачность работы рекомендательных механизмов для пользователей — хорошая инициатива. Осталось только, чтобы ее реализация не превратилась в еще один механизм для блокировки.
1 Федеральный закон № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — Закон об информации).
2 ID проекта: 140691.