Налоговая служба в своем письме от 26.06.2023 № СД-4-2/8096@ подготовила для своих территориальных налоговых органов и налогоплательщиков рекомендации по вопросам организации работы по истребованию документов (информации) в рамках контрольных мероприятий в порядке, предусмотренном ст. 93, 93.1, 93.2 НК РФ. Рассмотрим их в этой статье.
ФНС в комментируемом письме отметила, что с момента его получения территориальными налоговыми органами письма ФНС России от 13.02.2019 № ЕД-5-2/298дсп@ и от 31.05.2019 № ЕД-5-2/1531дсп@ не применяются.
Принципы истребования документов
Обращаем внимание, что при истребовании документов (информации) должностным лицам налоговых органов необходимо руководствоваться принципами, утвержденными распоряжением ФНС России от 27.12.2022 № 406@. К ним относятся:
-
законность (истребуются документы (информация, пояснения), только когда на это имеются полномочия);
-
риск-ориентированный подход (истребуются документы (информация, пояснения) для проверки правомерности применения льгот, имеющихся противоречий между сведениями (имеющегося несоответствия сведений) и в других случаях при наличии риска нарушения налогового законодательства и с учетом его существенности;
-
определенность (необходимо применять четкие формулировки в поручении (требовании), чтобы дать налогоплательщику однозначное понимание, какие документы (информация, пояснения) должны быть представлены в налоговую);
-
однократность (истребуются документы (информация, пояснения), только если есть сведения, что они не представлялись в налоговый орган ранее);
-
приоритет получения информации из доступных государственных ресурсов (истребуются документы (информация), только если они не могут быть получены из имеющихся у налоговиков информационных ресурсов и от других органов власти);
-
цифровая среда (максимально используется электронный документооборот для отправки поручений (требований) и получения соответствующих документов (информации));
- срочность (готовность продлить срок представления документов при получении мотивированного обращения налогоплательщика).
ФНС разъясняет, что истребование документов (информации) должно проводиться в комплексе (неразрывной взаимосвязи) с другими мероприятиями налогового контроля: инвентаризацией, допросами свидетелей, осмотрами, экспертизами, иными мероприятиями налогового контроля, предусмотренными ст. 31 и главой 14 НК РФ.
При проведении выездной налоговой проверки целесообразно истребование документов после ознакомления с ними проверяющих должностных лиц налогового органа. Такой порядок предусмотрен п. 12 ст. 89 НК РФ.
Налоговой инспекцией не могут быть истребованы документы, обязанность по ведению которых у налогоплательщика отсутствует, например в связи с применением специального налогового режима.
При проведении контрольно-аналитической работы сотрудники налоговой могут использовать полномочия, предоставленные п. 2 ст. 93.1 НК РФ. Эта норма позволяет истребовать документы (информацию) у любой стороны конкретной сделки.
При истребовании документов по цепочке налоговая будет последовательно запрашивать документы, начиная с непосредственного контрагента проверяемого лица. При этом не допускается истребование документов в первую очередь у крупнейших налогоплательщиков.
Налоговая служба также вправе получать информацию из открытых источников, в том числе открытых баз данных государственных органов в сети Интернет.
При истребовании документов (информации) в соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы будут учитывать, что у аудиторской организации (индивидуального аудитора) налоговым органом могут быть истребованы документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае, если такие документы (информация) были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) и не были представлены в налоговый орган в установленном порядке при проведении в отношении него выездной налоговой проверки (п. 2 ст. 93.2 НК РФ).
Алгоритм составления требования (поручения)
Налоговая служба разъясняет, что составлять требования о представлении документов (информации) (далее — требование) и поручения о представлении документов (информации) (далее — поручение) нужно в соответствии с формами, утвержденными приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. При этом сотрудники ФНС обязательно будут использовать АИС «Налог-3». Направление требований и поручений осуществляется в соответствии с технологическими процессами АИС «Налог-3». Требования и поручения следует отправлять в электронной форме исключительно в соответствии с порядком, утвержденным приказом ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@.
До составления требования проводится проверка наличия в налоговых органах ранее истребованных (поступивших) необходимых документов (информации), независимо от оснований их истребования (представления). Ранее представленные документы подлежат хранению в сроки, установленные ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558.
Требование (поручение) должно содержать достаточные сведения, позволяющие организации (ИП) определить, какие именно документы (информация) необходимы налоговому органу из массива (множества) имеющихся у него документов и информации.
При подготовке поручения в отношении организации, имеющей обособленные подразделения, целесообразно предварительно установить предполагаемое место нахождения (рассмотреть вопрос о предполагаемом месте нахождения) необходимых документов (информации), на основе имеющейся информации о плательщике и его деятельности. Направление поручения в инспекцию, в которой организация состоит на учете не по месту нахождения либо месту нахождения обособленных подразделений, не допускается. При этом есть исключения.
Исполнение поручения (требования)
Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов утвержден приказом ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@ (приложение № 21).
Если налоговая получила документы от налогоплательщика на бумажном носителе, она должна обеспечить их учет в базе данных АИС «Налог-3». В случае выявления несоответствия фактически представленных документов (информации) документам (информации), о передаче которых указано в сопроводительном письме (описи), налоговые инспекторы средствами АИС «Налог-3» формируют соответствующее сообщение, которое направляется лицу, представившему документы (информацию) (приложение № 2 к письму ФНС России от 15.01.2019 № ЕД-4-2/356@).
Исполнитель уполномочен направлять в адрес инициатора уведомление об отказе (частичном отказе) в исполнении поручения. При этом рассматриваются определенные случаи.
Уведомление об отказе в исполнении поручения подготавливается не позднее следующего рабочего дня со дня получения поручения.
ФНС отмечает, что составление и направление требования осуществляется в точном соответствии с полученным поручением, за исключением пунктов, в исполнении которых отказано, в течение пяти рабочих дней со дня получения поручения. К сформированному требованию прилагается копия поручения.
При непредставлении лицом истребованных документов (информации) исполнитель по истечении срока представления документов (информации), но не позднее 20 рабочих дней со дня, установленного для представления документов (информации), средствами АИС «Налог-3» информирует инициатора о невозможности полного (частичного) исполнения поручения и принятых мерах. Привлечение к налоговой и административной ответственности за непредставление в установленный срок истребованных документов (информации) осуществляется инспекцией, направившей такое требование.
Налоговая инспекция также может принять решение о приостановлении операций по банковским счетам (переводов электронных денежных средств) в случае неисполнения организацией установленной п. 5.1 ст. 23 НК РФ обязанности по передаче инспекции квитанции о приеме требования. В таких случаях решение о блокировке счетов может быть принято налоговой в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока на представление квитанции. ФНС также уточнила, что блокировка счетов должна сниматься не позднее одного дня, следующего за днем передачи квитанции или днем представления истребованных документов.