В деле, рассмотренном в постановлении АС Северо-Западного округа от 10.07.2023 № Ф07-9014/2023 по делу № А13-14495/2022, компании удалось признать незаконным решение территориального отделения ФСС России по результатам проверки из-за нарушений, допущенных фондом при уведомлении компании о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Суть дела
Территориальное отделение ФСС России (далее — фонд) провело в компании выездную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование. По ее результатам проверяющие пришли к выводу о занижении компанией базы по страховым взносам. Она была привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 26.29 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ).
Компания посчитала решение фонда незаконным, поскольку она не была уведомлена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов выездной проверки и тем самым была лишена гарантированного права на защиту, реализацию предоставленных ей законом прав на подачу объяснений, представление доказательств, заявление ходатайств и отводов, на обращение за юридической помощью.
Компания обратилась в суд с требованием признать решение фонда по результатам проверки недействительным.
Решение судов
Суды трех инстанций поддержали компанию. Они указали, что положения Закона № 125-ФЗ не содержат оговорок о необходимости извещения страхователя о месте и времени рассмотрения материалов проверки исключительно какими-либо определенными способами, в частности путем вручения страхователю уведомления лично под расписку. Следовательно, извещение о месте и времени рассмотрения указанных материалов может быть признано надлежащим, если оно было осуществлено любым легитимным способом (например, путем направления по почте заказного письма с уведомлением о вручении, телефонограммы, телеграммы, по факсимильной связи или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи).
В суде фонд указывал, что уведомление о вызове страхователя было направлено по почте заказным письмом по адресу, указанному в ЕГРЮЛ. Датой его вручения считается шестой день с даты отправления заказного письма. Следовательно, компания была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения материалов проверки. Кроме того, компания была проинформирована специалистом фонда о месте и времени рассмотрения материалов выездной проверки по телефону.
Однако суды эти доводы не приняли. Они выяснили, что уведомление, согласно отчету об отслеживании отправления, прибыло в место вручения 13 августа 2022 г. и направлено для передачи на временное хранение. Почтовый конверт 13 сентября 2022 г. был возвращен отправителю из-за истечения срока хранения. Уведомление компанией получено не было. Сведений о вручении, попытках вручения корреспонденции компании за период с 13 августа по 13 сентября 2022 г. на официальном сайте «Почты России» не отражено. Суды указали, что само по себе наличие возражений компании на акт проверки не означает, что компания уведомлена о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Извещение компании посредством телефонной связи в день рассмотрения материалов проверки суды не признали надлежащим извещением в силу его незаблаговременности.
В результате суды признали решение фонда по результатам проверки недействительным.