Cтоит отметить, что действие комментируемого законопроекта распространяется не на все виды лицензируемой деятельности.
Например, лицензирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции регулируется Законом №171-ФЗ1 и прямо выведено из-под действия Закона о лицензировании отдельного вида деятельности (подп. 2 п. 2 ст. 1). Аналогично относительно производства и оборот табачной продукции, никотинсодержащей продукции и сырья для производства такой продукции (подп. 16 п.2 ст. 1 Закона о лицензировании).
По этим двум примерам видно, что действие законопроекта распространено только на часть лицензируемой деятельности, причем не самую многочисленную.
Проанализируем законопроект на примере города Москвы. Обжалование решений и действий органов государственной власти города Москвы происходит в соответствии с порядком досудебного обжалования решения государственного органа, указанным в административном регламенте любой государственной услуги. Таким образом данная возможность была всегда. Административные регламенты содержат норму об отсутствии конкуренции между судом и госорганом, поэтому при одновременном обжаловании решений государственных органов в вышестоящий госорган и суд, вышестоящий орган в таком случае жалобу не рассматривал.
С учетом этого, на мой взгляд, при обжаловании решений и действий госорганов может произойти «удлинение» пути до суда, что может поставить предпринимателей в еще более невыгодное положение.
Осуществлять лицензируемую деятельность без соответствующей лицензии предприниматель не может, и если он получает отказ в выдаче лицензии, то ему надо будет пройти дополнительный круг обжалования, чтобы дойти до суда.
Известно, что оспорить решения государственных органов в вышестоящей инстанции сложно. В связи с чем предприниматель вынужден повторно подавать документы и оплачивать заново государственную пошлину. По срокам выходит, что 30 дней необходимо заложить на вынесение решения, 21 день - на рассмотрение жалобы и плюс еще 30 дней придется тратить на еще одну подачу. В итоге получается 81 день чистых убытков у предпринимателя.
Очевидно, что предприниматель может потерять достаточно много времени на судебные тяжбы, и без того очень длинные по времени.
Таким образом, усматривается, что законопроект очень подробный, так как структура жалобы напоминает процессуальный кодекс. Однако с учетом, что заявление подается электронно, нет необходимости устанавливать это так подробно. В то же время данные изменения - не для всех видов лицензионной деятельности.
Особую озабоченность вызывает и последний абзац п. 11 ст.11.4 Закона об организации предоставления госуслуг, который говорит о случаях, когда досудебный порядок не соблюден, что автоматически препятствует подаче заявления в суд, таким образом может быть нарушен один из главных правовых принципов– возможность обращения за судебной защитой.
1 Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»