Рост валового накопления. Что нужно менять

| статьи | печать

Этот показатель невозможен без изменения финансового поведения компаний реального сектора. Такой вывод делают ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) и дают предложения, как добиться от предприятий названного изменения. Могут потребоваться меры как стимулирующего, так и принудительного характера.

В одном из новых «Тринадцати тезисов об экономике» они отмечают, что хотя отток капитала в условиях значительного экономического шока является объяснимым явлением, его объемы (13,5% к ВВП) представляются аномальными на фоне введенных ограничений и блокирующих санкций в отношении отечественных финансовых организаций, нефинансовых предприятий и физических лиц и принятых в ответ Банком России мер капитального контроля.

«Следовательно, решение проблемы оттока капитала может иметь исключительную значимость с точки зрения поиска источника инвестиционных средств, необходимых для модернизации экономики», — заключают эксперты ЦКИ.

Они констатируют, что по итогам 2022 г. совокупный отток средств по каналу финансовых операций и операций с капиталом платежного баланса также достиг рекордной величины — 243 млрд долл., превысив показатели 2014 г. (165 млрд долл.) и 2008 г. (143 млрд долл.).

Как утекало

Существенные объемы оттока капитала в прошлом году ученые наблюдают по следующим каналам.

Во-первых, значимый вклад внесли изъятия прямых иностранных инвестиций. Отчасти аналитики ЦМАКП это связывают с «переездом» средств в другие юрисдикции, в том числе в рамках сделок по приобретению бывших российских активов, принадлежавших иностранным компаниям. Объем оттока по этому каналу составил порядка 40 млрд долл.

Во-вторых, отток капитала по каналу торговых кредитов и авансов составил 66 млрд долл. Увеличение объемов оттока относительно 2021 г. (на 54 млрд долл.) определялось преимущественно изменением модели внешнеторгового финансирования: большая доля импорта стала авансироваться, а кредитование экспорта в значительной степени перешло от иностранных банков к отечественным организациям.

В-третьих, совокупный отток капитала в результате операций, совершенных физическими лицами, составил порядка 47 млрд долл. за счет прироста частных депозитов в зарубежных банках (33 млрд долл.) и увеличения остатков наличной валюты у населения (14 млрд долл.).

В-четвертых, на погашение ссуд и займов со стороны отечественных банков и нефинансовых предприятий было направлено около 62 млрд долл.

«Важно отметить, что отток по обозначенным каналам преимущественно был следствием адаптации экономических агентов к шоку и, следовательно, имеет временный характер, определяемый чрезвычайностью ситуации. Следует ожидать замедления такого оттока по мере приспособления к новым экономическим условиям. Видно, что уже в текущем году его интенсивность существенно снизилась по всем каналам аномального роста: совокупный отток за январь — июнь 2023 г. составил 27 млрд долл.», — указывают авторы анализа.

Они констатируют, что хотя отток капитала в прошлом году был весьма масштабным, меры капитального контроля (в частности, введение обязательной продажи экспортной выручки, разрешительный порядок осуществления инвестиций за рубеж, запрет на покупку наличной валюты и др.) оказали существенное сдерживающее воздействие в марте — апреле 2022 г. Однако уже в середине прошлого года под влиянием притока средств от чистого экспорта и переукрепления рубля монетарные власти существенно ослабили принятые ранее меры и отменили такие наиболее важные из них, как обязательная продажа валютной выручки и требования о ее репатриации.

Хронь надо «лечить»

В 2023 г. ситуация с избыточным притоком валюты прекратилась. Соответственно, полагают ученые, при необходимости это делает возможным возвращение мер капитального контроля. Данная необходимость определяется проблемой масштабного оттока капитала из сектора нефинансовых предприятий, который носит хронический характер и является основным фактором недоинвестирования российской экономики.

На исторических данных за 2001—2022 гг. эксперты ЦМАКП показывают, что чистый отток капитала из реального сектора следует рассматривать в качестве постоянного, трендового процесса, протекающего как в условиях шока платежного баланса, так и в ситуации спокойной внешнеэкономической конъюнктуры. Совокупный объем размещенных российскими компаниями капиталов, выплаченных инвестиционных доходов в адрес иностранных партнеров и также привлеченных средств за рубежом в среднем за несколько постсоветских десятилетий составляет 5—7% ВВП ежегодно.

При этом в России наблюдается хронический разрыв между величиной валовых национальных сбережений и внутренних инвестиций, заметно возросший в прошедшем году. Трендовый процесс вывоза капитала российскими нефинансовыми предприятиями определяет значительную часть разрыва между сбережениями и инвестициями, который, в свою очередь, препятствует наращиванию темпов экономического роста, повышения конкурентоспособности и модернизации российской экономики. Следовательно, заключают авторы анализа, повышение валового накопления в принципе невозможно без существенного изменения финансового поведения компаний.

«Изменение этого поведения может потребовать сочетания как мер стимулирующего характера (повышения привлекательности внутренних инвестиций), так и ограничительного характера (капитальный контроль)», — считают аналитики ЦМАКП.

В качестве возможных предложений по решению обозначенной проблемы они выделяют инструменты, применимые для трансформации оттока капитала и увеличения внутренних инвестиций в краткосрочной перспективе, а также меры, которые при условии последовательной и комплексной реализации окажут влияние на долгосрочном горизонте (см. «К сведению»).

Краткосрочные меры, считают ученые, хотя и дадут ощутимый эффект, однако они не способствуют выправлению ситуации в длительной перспективе, то есть сохранение достигнутых результатов в отсутствие вводимых ограничений.

Для этого, по их мнению, необходимо проведение долгосрочной работы по решению проблемы оттока капитала, нацеленной на институциональные изменения, обеспечивающие формирование долгосрочных мотиваций у собственников компаний и участников финансовых рынков, также на формирование у бизнеса во взаимодействии с государством системных представлений о «точках» роста.

Рецепты

Авторы анализа считают, что необходим комплексный подход к «инжинирингу финансовой системы», который предполагает расшивку «узких мест», препятствующих трансформации капиталов по срокам и эффективному управлению рисками:

  • для трансформации ресурсов множества мелких частных инвесторов, готовых вкладываться в рисковые инструменты только на короткие сроки, в долгосрочные вложения с высоким уровнем риска (и высоким потенциальным выигрышем) может быть внедрен институт «системообразующих» крупных фондов прямых инвестиций, создаваемых крупнейшими корпоративными стратегическими инвесторами;

  • для удовлетворения потребности в долгосрочном финансировании компаний с низким уровнем инвестиционных рисков целесообразно развитие (при помощи института крупных банков-маркетмейкеров) емкого и ликвидного внутреннего рынка синдицированного кредитования. Такая мера обусловит снижение ставок по долгосрочным кредитам таким компаниям до уровня ставок по облигациям и, таким образом, обеспечит им приемлемый уровень долговой нагрузки;

  • для удовлетворения потребности компаний и проектов с низким уровнем инвестиционных рисков, высокой общественной отдачей, но с длительными сроками окупаемости (в том числе в инфраструктурных отраслях) целесообразно проводить эмиссию долгосрочных корпоративных облигаций с одновременным выставлением государственными институтами развития публичных оферт на выкуп таких облигаций в определенные периоды по фиксированной цене;

  • для компенсации возросших хозяйственных и финансовых рисков императивом является ускоренное развитие национальных страховых институтов.

«Предлагаемые изменения обеспечат стабильное уменьшение по сравнению с текущим уровнем чистого оттока капитала из нефинансового сектора на величину 3% ВВП — достаточный показатель для того, чтобы обеспечить в перспективе повышение валового накопления (включая материальные запасы) до 27—28% ВВП», — убеждены аналитики ЦМАКП.


К сведению

Суть предлагаемого учеными ЦМАКП специального инструментария сводится к общему усилению мер капитального контроля при одновременном создании послаблений для тех, кто осуществляет целевые инвестиции внутри страны. Предлагаемая схема может выглядеть следующим образом:

  • обязательное депонирование на специальном инвестиционном счете в ВЭБ.РФ части (10—15%) средств российских компаний, направляемых для размещения в зарубежных финансовых активах, или относящихся к нерепатриируемой экспортной выручке;

  • компания-держатель счета имеет право дать поручение ВЭБ.РФ разместить задепонированные средства в проектные облигации проектных компаний, осуществляющих закупку не имеющего российских аналогов импортного оборудования для реализации инвестиционных проектов в России (при этом на сумму основного долга по данным проектным облигациям предоставляется госгарантия или гарантия от ВЭБ.РФ);

  • при репатриации компанией-держателем экспортной выручки либо ранее размещенных в зарубежные финансовые активы средств, задепонированные средства вместе с причитающимся доходом возвращаются ей;

  • отбором и «упаковкой» соответствующих инвестиционных проектов в проектные компании занимается Фабрика проектного финансирования ВЭБ.РФ в координации с МЭР;

  • держатель счета также имеет право разместить средства в облигации самой Фабрики проектного финансирования (СОПФ ФПФ ВЭБ);

  • так же, как и в случае с другими проектами Фабрики проектного финансирования, МЭР может принимать решение о предоставлении определенным проектам (например, связанным с налаживанием отечественного производства «выпадающей» импортной продукции) бюджетной субсидии;

  • перенаправление ранее выводившихся из страны капиталов на финансирование инвестиционного импорта расширит объем внутренних инвестиций — причем без формирования давления на курс рубля и инфляцию.