Не сдвинуться с места. Доля отечественного оборудования для пищепрома за полугодие снизилась

| статьи | печать

Кабмин утвердил обновленную Сводную стратегию развития обрабатывающей промышленности России. Согласно документу, доля отечественного оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности к 2030 г. в РФ увеличится до 62%. В прошлом году доля российских производителей на внутреннем рынке пищевого оборудования составляла 53,8%, за первое полугодие текущего года она снизилась до 43,5%.

Согласно данным ассоциации «Росспецмаш», выпуск отечественного пищевого оборудования за январь — июнь 2023 г. в годовом выражении вырос на 23,8%, до 53,5 млрд руб. Однако российский рынок пищевого оборудования прибавил еще больше, увеличившись на 59,4%, до 111,4 млрд руб. В результате доля оте­чественных производителей на нем снизилась с 53,8% в 2022 г. до 43,5% в 2023-м.

По мнению экспертов, рост доли импорта на внутреннем рынке России связан с тем, что зарубежные игроки и отечественные производители находятся в неравных условиях конкуренции. «Иностранные компании в большинстве своем пользуются системной и широкомасштабной поддержкой в своих государствах. Благодаря этому они могут достаточно долгое время реализовывать свою продукцию по ценам, которые находятся на грани или за гранью рентабельности, чтобы как можно быстрее укрепить свое положение на зарубежном рынке», — прокомментировали статистику за полугодие в «Росспецмаш».

Участники рынка посетовали на то, что российские заводы сталкиваются с необходимостью приобретать металл по высоким ценам, с постоянно растущими ценами на энергоснабжение, перевозки, комплектующие, с высокими налогами и дорогими кредитами. От этих и других факторов напрямую зависит себестоимость производства.

Несмотря на сложные условия конкуренции с иностранными компаниями, российские предприятия демонстрируют довольно динамичное развитие. Заводы инвестируют средства в расширение производства, строительство новых цехов, расширение номенклатуры оборудования, освоение новых ниш, в цифровизацию. Все чаще не только малые компании, но и известные бренды отдают предпочтение именно отечественному производителю.

Власти рассчитывают, что подтолкнуть процесс импортозамещения в этом секторе поможет обновленная стратегия развития обрабатывающей промышленности, которую на днях принял кабмин. Согласно документу, доля отечественного оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности к 2030 г. в РФ должна быть не ниже 62%.

По информации «Интерфакса», объем производства оборудования для мукомолов и хлебопеков в 2024 г. предусмотрен в 6,1 млрд руб., в 2030 г. — в 8,3 млрд руб., в 2035 г. — в 10 млрд руб., для молочной промышленности — 2,2 млрд, 2,4 млрд, 4 млрд руб. соответственно, для мясной — 0,8 млрд, 1,1 млрд, 1,5 млрд руб. Наиболее крупный объем производства запланирован в сфере выпуска оборудования для общественного питания и торговли — 8,2 млрд, 10,5 млрд и 12 млрд руб. соответственно.

Всего в 2024 г. объем производства оборудования для приоритетных отраслей должен составить 17,9 млрд руб., в 2030 г. — в 24,2 млрд руб., в 2035 г. — в 28,7 млрд руб.

Вместе с тем, по мнению Минпромторга, существует ряд рисков, которые могут повлиять на развитие машиностроения для пищепрома. К ним чиновники относят нестабильность потребительского спроса на продукты питания, колебания курса рубля, рост цен на сырье, материалы, комплектующие и энергоносители, а также увеличение логистических затрат. Эти факторы влекут за собой повышение себестоимости готовой машиностроительной продукции, сокращение экспортных рынков сбыта, отметили в ведомстве.

По данным на конец 2022 г., производством оборудования для пищепрома в РФ занималось более 270 предприятий в 51 регионе. Концентрация производства низкая — более 80% производителей относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства. В 2022 г. производство выросло на 14,1%, за 2019—2022 гг. — в среднем ежегодно на 17,5%.