Правительство ужесточило контроль за продажей опасных производственных объектов и соблюдением на них экологических требований

| статьи | печать

В начале сентября вступили в силу изменения1, предусматривающие усиление мер по обеспечению исполнения собственниками опасных производственных объектов обязанности по ликвидации последствий экологического вреда. Эксплуатация таких объектов выделена в специальный режим хозяйственного оборота, включающий в том числе госконтроль над переходом права собственности на них с возложением на собственников финансового и административного обеспечения обязанности по своевременной ликвидации экологического вреда. Основной вопрос, который возник у бизнеса в связи с этим, — соблюдение баланса экономических рисков и гарантий безопасной эксплуатации таких объектов. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить нововведения.


1 Федеральный закон от 30.12.2021 № 446-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее — Закон № 446-ФЗ.

Комментарий эксперта

Закон № 446-ФЗ вводит понятие «отдельный производственный объект». До 2035 г. такими объектами будут признаваться опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых задействованы токсичные и высокотоксичные вещества, а также угольные шахты и объекты размещения отходов I и II классов опасности (п. 10 ст. 7 Закона № 446-ФЗ).

Вводится правило, что собственники «отдельных производственных объектов» не менее чем за пять лет до истечения срока эксплуатации должны направлять в Росприроднадзор:

  • план мероприятий по снижению негативного воздействия объекта на окружающую среду;

  • заключение государственной экологической экспертизы в отношении данного плана;

  • сведения об обоснованности сметной стоимости этих мероприятий;

  • документы с подтверждением финобеспечения реализации этих мероприятий (в рамках сметной стоимости) (п. 3 ст. 56.1 Закона об охране окружающей среды1 в ред. Закона № 446-ФЗ).

Подтверждением финансового обеспечения могут являться банковские гарантии, поручительства и денежные средства, размещенные на счетах-эскроу в банке. Размер финансового обеспечения должен быть не менее стоимости реализации мероприятий, предусмотренных планом (ст. 56.3 Закона об охране окружающей среды).

В срок до 01.03.2024 в Росприроднадзор должны быть представлены сведения об отнесении объекта к «отдельным производственным объектам», а до 01.03.2025 — сведения о сроках эксплуатации таких объектов (ст. 7 Закона № 446-ФЗ).

Нарушение сроков подачи документов приведет к проведению в отношении собственника внеплановой проверки Росприроднадзора, по итогам которой будет определен размер компенсационного платежа, который должен быть уплачен в течение трех месяцев со дня предъявления требования (ст. 56.4 Закона об охране окружающей среды).

Обращаем внимание, что одним из нововведений Закона № 446-ФЗ является запрет для акционерного общества на выплату дивидендов акционерам до выплаты компенсационного платежа (п. 6 ст. 51.4 Закона об охране окружающей среды).

В случае банкротства продажа отдельного производственного объекта допускается, если покупатель подтвердит свою финансовую обеспеченность. Отдельно продать имущество должника, относящееся к такому объекту, нельзя: комплекс продается в совокупности при соблюдении требований Закона об охране окружающей среды.

В целом следует отметить, что новые положения закона устанавливают гарантии безопасной ликвидации собственником опасных производственных объектов, что должно снизить угрозу для окружающей среды. Вместе с тем представители малого и среднего бизнеса, скорее всего, будут отрезаны от владения такими объектами ввиду высоких требований к финансовой обеспеченности. Фактически такие объекты станут прерогативой крупных корпораций, способных обеспечить реализацию плана мероприятий по снижению негативного воздействия объекта на окружающую среду.


1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Комментарий эксперта

Закон предусматривает механизм контроля сделок с отдельными производственными объектами, в соответствии с которым потенциальный приобретатель такого объекта обязан подтвердить свою финансовую обеспеченность (если объект приобретается более чем за пять лет до истечения срока его эксплуатации) либо разработать План мероприятий (если объект приобретается за пять и менее лет до истечения срока его эксплуатации).

Порядок определения такой финобеспеченности приобретателя объекта установлен правительством. Выдаваемое по результатам проверки приобретателя заключение о его финобеспеченности направляется в ФНС и Росреестр и является обязательным предварительным условием для проведения соответствующих регистрационных действий по сделке.

Особые правила также установлены для случаев реорганизации (за исключением преобразования) юрлица — собственника отдельного производственного объекта, а также продажи таких объектов между основным и дочерним обществом или между дочерними обществами (при условии что объект приобретается более чем за пять лет до истечения срока его эксплуатации).

В этом случае в Минэкономразвития представляются сведения о сделке и документы, подтверждающие доли владения основного общества в уставном капитале дочерних обществ. По результатам изучения полученных сведений Минэкономразвития направляет в ФНС и Росреестр уведомление о сделке. В данном случае подтверждение финансовой обеспеченности в вышеуказанном общем порядке, очевидно, не требуется. Кроме того, прямо предусмотрено, что основное общество несет субсидиарную ответственность за реализацию своим дочерним обществом соответствующих мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации и вывода объекта из эксплуатации.

Установленный механизм контроля сделок усложняет возможность отчуждения подобных объектов в пользу компаний-однодневок (которые впоследствии не смогут осуществить ликвидационные мероприятия в полном объеме) с целью уклонения текущего собственника от исполнения своих обязанностей по выводу объекта из эксплуатации.

Следует специально отметить те нововведения закона, которые повышают прозрачность и обеспечивают доступность информации о подобных объектах для третьих лиц. В частности, при проведении юридической проверки в рамках возможного приобретения бизнеса информация о внесении в ЕГРН сведений о таких объектах, а в ЕГРЮЛ и ЕГРИП — сведений об их владельцах может быть «красным флагом» для потенциальных инвесторов и покупателей. В этом случае они будут заранее знать о тех дополнительных мероприятиях, которые, при необходимости, должны быть проведены до или после приобретения ими активов, а также о необходимости документального подтверждения их финансовой устойчивости перед совершением сделки.

Комментарий эксперта

Несмотря на призывы бизнес-сообщества отсрочить вступление в силу Закона № 446-ФЗ, органы власти продолжают подготовку к его реализации на уровне подзаконных актов (постановление Правительства РФ от 11.03.2023 № 377).

Крайнее беспокойство предпринимателей вызывает не только изъятие из денежного оборота компаний средств, предназначенных на ликвидацию последствий деятельности опасных производственных объектов I и II классов опасности, но и отсутствие регулирования подготовки плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды, резервирования средств на его реализацию; сложно установить из закона, как и где необходимо устанавливать негативные последствия деятельности объекта.

Это непонимание усугубляется отсутствием стандартов, определяющих экологическую обстановку на производственных площадках, территория которых относится к землям промышленности (а для таких земель какие-либо экологические нормативы не установлены). Кроме того, заморозка финансовых средств в период сложнейшей экономической ситуации приведет, по меньшей мере, к сокращению инвестиционного потенциала компаний, а возможно — и к снижению объемов производства.

Следует отметить, что в настоящее время отсутствует порядок продления сроков эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений (определение остаточного ресурса) на опасных производственных объектах. Хотя полномочие по установлению такого порядка предоставлено Ростехнадзору постановлением Правительства РФ от 28.03.2001 № 241, принять такой порядок без изменений Федерального закона от 21.07.97 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не представляется возможным. А ведь установление даты окончания эксплуатации опасного производственного объекта является одним из ключевых событий процедуры, изложенной в Законе № 446-ФЗ.

Необходимо отметить, что критерии отнесения к отдельным опасным производственным объектам в настоящее время Правительством также не установлены.

Комментарий эксперта

Включение сведений в ЕГРЮЛ, а также учет в государственном реестре опасных производственных объектов не стоит рассматривать как дополнительный фактор риска, поскольку сведения о наличии или отсутствии у лица опасного производственного объекта уже имеются у Ростехнадзора, который ведет соответствующий государственный реестр. Кроме того, в ЕГРЮЛ включат информацию не обо всех опасных производственных объектах, а только о самых опасных. Информацию об объектах III-IV классов опасности, соответствующих лицензиях и экспертизах придется, как и прежде, запрашивать у контрагента.

После того как данные внесут в ЕГРЮЛ, стоит лишь ожидать ускорения бюрократических процессов, связанных с подготовкой и обработкой запросов, а также повышения прозрачности и доступности информации в области промышленной безопасности.

Гораздо более существенным риском для бизнеса является то, что по объектам регулирования Закона (то есть по различным видам отдельных производственных объектов) в настоящее время установлен достаточно жесткий порядок определения даты прекращения их эксплуатации.

Законом № 446-ФЗ установлено, что план мероприятий должен быть разработан не позднее чем за пять лет до вывода предприятия из эксплуатации, однако в отношении многих уже эксплуатируемых объектов такой срок ни в проектной документации, ни в заключениях экспертиз не определен. Учитывая, что времени осталось мало, фактически большинство предприятий будут вынуждены внести компенсационный платеж, поскольку провести необходимые изыскания и получить требуемые заключения экспертиз 01.01.2025 затруднительно.

С учетом мер поддержки, оказываемых правительством в условиях санкционного давления, представляется целесообразным перенести срок предоставления первых планов мероприятий по ликвидации, а также определить предельный срок безопасной эксплуатации производств на более поздний период, с тем чтобы стимулировать бизнес к разработке и осуществлению реальных мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнения окружающей среды.

Комментарий эксперта

Конечной целью Закона № 446-ФЗ является создание правовой и экономической базы для финансирования природоохранных мероприятий. Вероятно внесение поправок в закон, так как сейчас обязанности и финансовая обеспеченность определяются за пять лет до окончания эксплуатации предприятия, при этом его текущая деятельность не берется в расчет. Закон не предусматривает гибких подходов к изменению плана мероприятий. Если предстоит модернизация производства и сдвиг срока окончания его эксплуатации, то с учетом дополнительной финнагрузки, предусмотренной законом, возможно, лучше не дожидаться пятилетнего срока до окончания периода эксплуатации, а модернизировать производство заблаговременно. Об этом владельцам и руководству предприятий стоит задуматься уже сейчас.