Правительство утвердило типовые условия контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства (далее — типовые условия, постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066). Их главная особенность — частичное урегулирование договорных отношений при отсутствии соответствующих положений в ГК РФ и специальных нормативных правовых актов. О том, зачем правительство их разработало и какую роль они призваны сыграть для строительной отрасли, и пойдет речь в комментарии.
С уверенностью можно сказать, что практически у любой отечественной строительной компании есть свои разработанные типовые формы и отдельные типовые условия контрактов. Их применение достаточно распространено в хозяйственном обороте: начиная от различных контрактных проформ в локальных проектах и заканчивая сферой трансграничных экономических отношений (FIDIC, JCT, ICC, CIOB).
Типовые условия контрактов, утвержденные правительством, подготовлены в целях повышения стабильности правового регулирования и повышения уровня правового регулирования с нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти (приказ Минстроя России от 14.01.2020 № 9/пр) до уровня постановления Правительства РФ. И эти цели в целом достигнуты.
Сразу отметим, что в них включена детализация гарантийных сроков по отдельным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, которая вынесена в приложение к типовым условиям контрактов. Появление такого приложения стоит только приветствовать, так как ст. 755 ГК РФ, регулирующая вопросы гарантий качества в договоре строительного подряда, является диспозитивной.
По нашему мнению, такая детализация во многом упростит государственному заказчику задачу по формулированию технических требований и соответствующих контрактных условий, предъявляемых к качеству работ строительства (реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных работ.
Однако, проанализировав утвержденные типовые условия, можно констатировать, что с их практическим применением могут возникнуть определенные сложности, поскольку часть условий сформулирована в виде конкретных пунктов контрактов, а часть — в форме методических рекомендаций. При этом некоторое количество типовых условий, по сути, дублирует общие положения ГК РФ об обязательствах и носит декларативный характер.
Принятое постановление Правительства РФ от 29.06.2023 № 1066 могло бы принести более существенную пользу для хозяйственного оборота в сфере B2G, если бы в нем было сформулировано больше условий, которые не урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами и действительно необходимы для повышения стабильности и эффективности оборота в сфере строительства, при этом создающих справедливый баланс интересов государственного заказчика и бизнеса.