По данным оперативных опросов предприятий, проводимых Банком России, доля предприятий-экспортеров, сообщивших об отсутствии проблем с поставками, за год выросла с 41 до 55%. Однако успех этого процесса и, как следствие, динамика экспорта существенно разнятся по отраслям.
Эксперты регулятора в новом докладе, посвященном региональной экономике, констатируют, что по сравнению с 2021 г. доля топливно-энергетических товаров в стоимостном объеме экспорта в 2022 г. увеличилась, металлов, древесины, целлюлозно-бумажной и химической продукции — снизилась. Поставки большинства товаров, ранее направляемых в Европу, находят новые рынки сбыта в Азии.
Сырьевые товары
Переориентация поставок топливно-энергетических товаров с европейского на восточные и южные направления позволила за семь месяцев 2023 г. увеличить суммарный объем их перевалки в морских портах на 4,8% в годовом сопоставлении. Опрошенные аналитиками ЦБ нефтяные компании Волго-Вятки сообщили о росте поставок в дружественные страны при общем снижении экспорта в первой половине 2023 г. Отдельные предприятия были вынуждены изменить привычный способ транспортировки сырья для обеспечения поставок на азиатский рынок.
В 1-м полугодии 2023 г. большая часть добываемого на Дальнем Востоке угля экспортировалась в страны Азии. Так, крупная угледобывающая компания Хабаровского края до 2022 г. поставляла продукцию в основном в страны ЕС, в настоящее время 75% ее экспорта приходится на Азию, остальная часть — на страны Африки и Ближнего Востока. Спрос со стороны стран Азиатско-Тихоокеанского региона на российский уголь остается высоким, в том числе благодаря гибкой системе скидок. В результате предприятия увеличивают объемы поставок действующим партнерам и осваивают новые рынки сбыта. Возможности экспорта ограничены транспортной инфраструктурой — пропускной способностью Восточного полигона железных дорог, мощностями портов и пограничных переходов.
Промежуточные товары
Эксперты регулятора отмечают, что изменение логистики экспорта основных промежуточных товаров — металлов, удобрений, зерна — зачастую сопровождалось удорожанием транспортировки и/или сокращением объемов поставок.
Переориентация с европейского рынка наиболее негативно сказалась на предприятиях лесопромышленного комплекса (ЛПК) Северо-Запада России. Предприятия стали активно перестраивать маршруты, осваивать новые направления экспорта и свободные ниши в России. Так, лесоперерабатывающее предприятие Архангельской области, ранее экспортировавшее продукцию в Европу, переориентировало свои поставки в страны Азии, Северной Африки и Ближнего Востока. В настоящее время доставка продукции за рубеж осуществляется железнодорожным и морским (через Большой порт Санкт-Петербург) транспортом. Однако перенаправление грузопотоков, по оценкам компании, пока не позволяет покрыть объемы ранее действовавших контрактов, в связи с чем планы по выпуску пришлось сократить. В дальнейшем предприятие планирует экспортировать продукцию через астраханскую портовую особую экономическую зону по международному транспортному коридору «Север — Юг».
Также изменилась география экспорта удобрений. Например, мурманское предприятие после прекращения поставок в Европу стало активно наращивать отгрузки продукции в СНГ. Еще один крупный производитель удобрений на Северо-Западе смог полностью заменить порты Прибалтики, через которые ранее шли экспортные потоки, на российские порты. В целом перевалка удобрений через порты Балтийского бассейна за январь — июль 2023 г. выросла в 2,7 раза в годовом выражении. Однако некоторым компаниям пока не удалось в полной мере восстановить объемы экспорта. Так, производитель минеральных удобрений из Волго-Вятки сообщил, что из-за остановки поставок по трубопроводу был вынужден переориентировать часть продаж на другие рынки. В 2022 г. компания перестроила логистику на поставки по железной дороге, но смогла компенсировать только часть прежних объемов экспорта.
На аналогичную проблему указывает крупное вологодское предприятие металлургической промышленности. Перенаправление части поставок с европейского рынка в СНГ пока не позволило сохранить экспорт на прежнем уровне — если ранее на зарубежные поставки приходилось 40% продаж, то сейчас — только 20%. Несмотря на это в 2023 г. предприятию удалось нарастить объемы производства и восстановить загрузку мощностей за счет высокого внутреннего спроса, связанного в том числе с постепенным улучшением ситуации в автомобилестроении и ростом объема строительных работ.
В то же время экспорт предприятий ряда других отраслей, например сельхозпереработки, напротив, увеличился. Так, предприятие Тюменской области по переработке пшеницы только за 2022 г. увеличило экспорт втрое и сохраняет положительную динамику в 2023 г. География его экспортных поставок изменилась в пользу стран СНГ и Азии. Кроме того, агрохолдинг ведет работу по созданию международных логистических центров, один из которых появится в Африке. Активно развиваются новые направления поставки сельхозпродукции из южных регионов России: пшеницы — в страны Северной и Восточной Африки, подсолнечного масла и зернобобовых — в страны Южной Азии, Ближнего Востока и Персидского залива.
Инвестиционные товары
Большинство опрошенных аналитиками Банка России предприятий, производящих инвестиционные товары, наращивали экспорт и продолжали освоение новых рынков сбыта. Например, оренбургское предприятие, выпускающее пластиковые трубы и фитинги, в текущем году нарастило объем экспорта в страны СНГ более чем на 10%. Компания в ближайшее время планирует расширить географию поставок за счет некоторых стран Средней и Восточной Азии. Производитель электронных изделий из Чувашии сообщил, что ему удалось выстроить работающие схемы поставок солнечных модулей в Африку и СНГ. Ростовский производитель систем точечного земледелия также переориентировал поставки на СНГ, в результате чего объем его экспорта в 2022 г. вырос в два раза.
Потребительские товары
Авторы анализа отмечают, что производители потребительских товаров успешно переориентировали часть экспорта и нашли новых покупателей в дружественных странах. Заключение контрактов с новыми поставщиками сырья и комплектующих позволило наращивать поставки продукции на внутренний рынок. Например, калининградский производитель рыбной продукции после прекращения торговых отношений со стороны европейских покупателей экспортирует порядка 20% выпускаемой продукции в страны СНГ, остальной объем реализуется на внутреннем рынке. Также осваивают новые рынки сбыта, в том числе Африки и Юго-Восточной Азии, рыбодобывающие и рыбоперерабатывающие предприятия Дальнего Востока.
Меры господдержки
Эксперты ЦБ констатируют, что успешной перестройке логистики и расширению географии экспортных поставок способствовали федеральные и региональные меры поддержки. Большинство производителей воспользовались услугой региональных экспортных центров по компенсации до 80% затрат на перевозку грузов по России. Особо востребованными стали бизнес-миссии в дружественные страны. Это помогало компаниям принимать участие в зарубежных выставках, размещать продукцию на маркетплейсах, выходить на новые рынки сбыта. Например, в рамках одной из бизнес-миссий ростовская агропромышленная компания открыла несколько зарубежных точек продаж на рынках Ближнего Востока. Кроме того, летом 2023 г. Правительство Российской Федерации утвердило субсидию, предусматривающую компенсацию затрат на транспортировку продукции ЛПК через морские порты Северо-Запада, что также окажет поддержку предприятиям.
Влияние на экономику регионов
Перестройка логистики, указывают авторы анализа, привела к существенному росту расходов предприятий-экспортеров, особенно в регионах, удаленных от новых рынков сбыта. Например, по информации предприятий Северо-Запада, в 2022 г. стоимость доставки продукции ЛПК из макрорегиона в Азию выросла в 2,4 раза, в Африку — более чем в четыре раза, в том числе из-за ухода с российского рынка международных контейнерных перевозчиков. Снижение маржинальности экспортных поставок у ряда предприятий сдерживает увеличение выпуска и экспорта и в настоящее время. В то же время эксперты регулятора отмечают, что в отдельных регионах ситуация с затратами на логистику постепенно стабилизируется. Так, по информации ведущего российского лесопромышленного холдинга, стоимость доставки пиломатериалов из регионов Северо-Запада в восточном направлении в августе текущего года снизилась в шесть раз с пиковых значений в конце 2022 — начале 2023 г. Одной из основных причин такого изменения тарифов эксперты регулятора называют рост конкуренции среди железнодорожных контейнерных операторов за экспортный груз в Азию. Также снизилась стоимость перевозок морским транспортом на данном направлении.
Изменение логистики привело к дефициту кадров и росту зарплат в сфере грузоперевозок. Об этом сообщают, например, предприятия Центрального и Южного макрорегионов. В частности, в Центральной России в связи с удлинением и перестройкой маршрутов с западного на восточное направление существенно вырос спрос на водителей, их дефицит на рынке оценивается в 20—25%. В Смоленской области водители-дальнобойщики стали одной из самых высокооплачиваемых категорий работников. В южном макрорегионе потребность в кадрах в сфере логистики выросла более чем в два раза в годовом выражении. В целом по России, по оценке экспертов, количество новых вакансий в транспортно-логистической отрасли за 1-е полугодие 2023 г. выросло в годовом выражении на 40% при сокращении числа резюме на 10%. Кроме того, переориентация грузопотоков с Запада на Восток оказала влияние и на деятельность организаций смежных отраслей. Так, в Центральном макрорегионе в связи со значительным уменьшением объема автомобильных перевозок в западном направлении снизился спрос на услуги придорожной инфраструктуры (гостиницы, кафе, автосервисы).
«Реализация крупных инвестиционных проектов позволит наладить ситуацию в логистике и увеличить экспортный потенциал отечественных компаний. В настоящее время с опережением планов реализуется стратегически важный проект — развитие международного транспортного коридора „Север — Юг“», — обнадеживают авторы анализа.
Помимо расширения торгового оборота, реализация проекта стимулирует строительство и модернизацию логистических центров, морских торговых портов, особых экономических зон и транзитных маршрутов. К 2025 г. ожидается рост грузооборота в два раза — до 30 млн т, к 2030 г. — до 35 млн т. Благодаря реализации ряда крупных проектов по развитию инфраструктуры порты юга страны усиливают свои позиции в качестве транспортных хабов. Например, в Новороссийске проектируются новые причалы, что может увеличить грузооборот примерно на 10% в годовом выражении. Реализуется проект по строительству универсального перегрузочного комплекса для перевалки грузов, в том числе металлургических, что будет способствовать росту оборота и выходу на новые рынки сбыта.
На Дальнем Востоке продолжается модернизация железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. Реконструкция Восточного полигона позволит решить часть проблем, связанных с загруженностью железной дороги, а провозная способность к 2024 г. вырастет, по оценкам, в 1,5 раза до 180 млн т, к 2032 г. — до 255 млн т. В Северо-Западном макрорегионе одно из ключевых направлений — развитие Северного морского пути (СМП). В Республике Коми началось строительство транспортного коридора к СМП — железной дороги Сосногорск — Индига и глубоководного порта Индига. Это позволит ресурсодобывающим и перерабатывающим предприятиям Центральной России, Урала и Западной Сибири выйти на перспективные мировые рынки, сократит время перевозки грузов примерно на трое суток и существенно разгрузит Транссибирскую магистраль. В других регионах России также активно реализуются различные инвестпроекты в сфере логистики. В Центральном, Волго-Вятском и Уральском макрорегионах развивается инфраструктура, которая окажет поддержку экспорту — идет строительство железных и автомобильных дорог, а также крупных транспортно-логистических комплексов. В приграничных зонах Забайкальского края проводятся модернизация инфраструктуры и реконструкция приграничных пунктов пропуска — это позволит увеличить пропускную способность до 27% к 2028 г.
«Выстраивание новых логистических цепочек, а также снижение издержек на транспортировку железнодорожным и морским транспортом, связанное с ростом конкуренции между грузоперевозчиками, позволят предприятиям различных отраслей нарастить объемы выпуска и экспорта уже в краткосрочной перспективе. Реализация инвестиционных проектов в сфере логистики и транспорта будет способствовать открытию новых производств, в том числе в смежных отраслях, созданию новых рабочих мест и повышению потенциала экономики в целом», — заключают эксперты Банка России.
Товарная структура экспорта в стоимостном выражении, %
Товары |
2021 |
2022 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье |
7 |
7 |
Топливно-энергетические товары |
55 |
65 |
Продукция химической продукции, каучук |
8 |
7 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия |
3 |
3 |
Драгоценные камни и металлы, изделия из них |
6 |
3 |
Металлы и изделия из них |
10 |
9 |
Машины, оборудование и транспортные средства |
5 |
3 |
Источник: Банк России