Геннадий Есаков,
доктор юридических наук, профессор, советник Адвокатского бюро ZKS
Представленный законопроект как нельзя лучше характеризуется русской поговоркой «замах на рубль, удар на копейку». Громко обозначенный как подготовленный во исполнение поручения Президента РФ и направленный на либерализацию и гуманизацию уголовного законодательства, он касается от силы нескольких сотен лиц, привлекаемых к уголовной ответственности ежегодно (хотя, безусловно, и им облегчит участь, а некоторых даже вовсе освободит от уголовной ответственности).
Итак, проектом предполагается увеличить пороговые значения крупного и особо крупного размеров ущерба с учетом динамики социально-экономической обстановки и уровня инфляции применительно к двум статьям уголовного закона — ст. 146 (нарушение авторских и смежных прав) и ст. 165 (причинение имущественного ущерба путем обмана и злоупотребления доверием). Соответственно, в первой статье крупный и особо крупный размер увеличивается в 5 и 2 раза соответственно, до 500 тыс. и 2 млн руб., а во второй — в 4 раза, до 1 и 4 млн руб.
Как пишут авторы законопроекта, такие изменения будут способствовать декриминализации порядка 20—30% преступлений и при этом позволят соблюсти баланс интересов участников правоотношений, охраняемых указанными уголовно-правовыми нормами. Правда, методика подсчета остается неясной, но не это главное.
Главное же заключается в том, что предлагаемые решения носят половинчатый и несистемный характер. Во-первых, вплоть до настоящего времени не формализован признак крупного ущерба в ст. 146 и смежной ст. 147 УК РФ. Во-вторых, родственная ст. 146 УК РФ норма, ст. 180 УК РФ, предусматривающая уголовную ответственность за незаконное использование средств индивидуализации товаров (работ, услуг), остается без изменений, с крупным ущербом в 250 тыс. руб. В-третьих, почему шкала повышения выбрана такой пестрой: 5, 2 и 4 раза? Или уровень инфляции у нас разный применительно к разным составам преступлений? (Разве что повышение в ст. 146 УК РФ в 5 и 2 раза приведет к единству кратность разрыва между крупным и особо крупным размером — он обычно четырехкратный по тексту уголовного закона.)
В 2022 г. судебные решения по ст. 146 УК РФ состоялись в отношении 170 лиц, а по ст. 165 УК РФ — в отношении 293 лиц. Предлагаемые изменения приведут к тому, что из сферы уголовной наказуемости «выпадут» те, кто осуждается за совершение деяния в крупном размере, а это около полутора сотен лиц; для многих иных ответственность смягчится до уровня основного состава преступления. К слову сказать, по ст. 165 УК РФ очень часто привлекаются к уголовной ответственности лица, незаконно подключающиеся к электросетям, и вряд ли такой масштабной декриминализации их действий (а «накопить» 1 млн руб. неоплаченной электроэнергии будет, мягко говоря, сложновато) будут рады энергосбытовые компании, для которых вопрос противодействия этим преступным проявлениям стоит очень остро.
Более масштабно предлагаемые новеллы вновь позволяют задаться вопросом о том, а что же с общими размерами хищений, не повышавшимися с 2003 г. и так и остающимися на уровне 250 тыс. и 1 млн руб.? Когда-нибудь законодатель обратит на это внимание? Будет ли когда-нибудь принят законопроект № 327269-8, увеличивающий пороги значительного, крупного и особо крупного размеров ущерба для целей квалификации преступлений в сфере экономической деятельности (некоторые законопроекты иного рода, внесенные приблизительно в то же время, что и этот, уже приняты)?
Нелишне также напомнить, что до 1 октября 2022 г. должны были быть разработаны законопроекты, предусматривающие полную или частичную декриминализацию отдельных деяний в сфере предпринимательской деятельности (в том числе связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без регистрации, лицензии или аккредитации), за совершение которых не предусмотрена или не применяется ответственность в виде лишения свободы (поручение Президента РФ Пр-1269, п. 9а-1). Однако это так и остается пока нереализованным.
Подытоживая сказанное, можно вновь с сожалением констатировать отсутствие системного и последовательного подхода при совершенствовании уголовного законодательства.