Таков вывод специалистов Банка России, сделанный в последнем докладе о региональной экономике. Они, в частности, отмечают, что в отрасли на ближайшие три года запланирована реализация крупных проектов, в том числе в рамках импортозамещения.
Авторы исследования констатируют, что мебельная отрасль — относительно небольшая. Ее доля в промышленном производстве около 0,5%, в обработке — 1%. Она, как и значительная часть отраслей российской экономики, в 2022 г. столкнулась с закрытием европейских рынков и необходимостью подстройки производственных возможностей под новых поставщиков. Помимо этого, российский рынок покинули крупные компании, обеспечивавшие значительную часть не только внутренних продаж, но и экспортных поставок. Наконец, повышенная макроэкономическая неопределенность привела к резкому снижению продаж мебели, уровень которых начал восстанавливаться только в 2023 г.
Тем не менее аналитики ЦБ (на основе данных Росстата с исключением сезонности, как и далее) отмечают, что с середины 2022 г. выпуск мебели в России уже существенно превышает уровень довольно успешного IV квартала 2021 г. По оценкам Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности, в 2022 г. отечественные производители увеличили долю на рынке примерно с 60 до 76%. С около 40 до 70% возросла совокупная доля крупнейших поставщиков мебели из дружественных стран.
Производство
Эксперты ЦБ информируют, что российская мебельная промышленность объединяет более 5 тыс. производителей, при этом более половины выпуска обеспечивают крупнейшие 25 компаний. Основные производственные мощности сконцентрированы в Центральной России и Поволжье. По данным Рослесинфорга, в 1-м полугодии 2022 г. практически все производство мебели в России (порядка 87%) осуществлялось отечественными компаниями, примерно 12% — зарубежными, около 1% — предприятиями в совместной российской и иностранной собственности.
По данным Росстата, в 2022 г. объем производства мебели в России снизился на 2,6%. При этом рост цен в 2022 г. позволил производителям сохранить доходы: стоимостной объем производства вырос на 15,2%. Рентабельность продаж производителей мебели выросла до 10,3% (2021 г. — 6,5%). Этому, полагают аналитики регулятора, могло способствовать занятие российскими производителями доли рынка ушедшей и более дорогостоящей импортной продукции.
Одна из причин снижения производства в 2022 г. — трудности сбыта. Сокращение спроса происходило более быстрыми темпами, чем выпуска, что привело к росту складских запасов. По данным мониторинга предприятий, проводимого Банком России, загрузка производственных мощностей в отрасли в 1-м полугодии 2023 г. находилась на уровне 2021 г. — около 74% (в 2019 г. — 69%). По оценкам аналитиков отрасли, объем запасов готовой продукции на конец 2022 г. составлял примерно 23% от совокупного выпуска (в 2017—2021 гг. — 18—19%). При этом они ожидают, что существенный объем нераспроданной продукции может сохраниться в ближайшие годы.
По оценкам Банка России, в июле 2023 г. выпуск мебели был почти на 25% выше уровня IV квартала 2021 г. Росту выпуска способствуют увеличение потребительской активности и практически полная адаптация производителей к изменившимся условиям производства, констатируют эксперты ЦБ.
Комплектующие
Они также отмечают, что мебельное производство до 2022 г. существенно зависело от зарубежных компонентов. Комплектующие начального и среднего ценового сегментов (функциональная и лицевая фурнитура) в основном поставлялись из азиатских стран, более дорогие изделия (комплектующие для станков, редкая древесина, мебельные ткани) — из Европы. Сохраняется сильная зависимость от импорта металлической фурнитуры и деталей из термопластика. По данным аналитиков отрасли, наиболее импортоемкие сегменты производства — кухонная мебель и системы хранения (шкафы, гардеробы).
При этом плитные материалы (ламинированная древесно-стружечная плита, столешницы и фасады МДФ) практически полностью производят внутри страны. Проблема дефицита смол на рынке фанеры, ранее возникшая из-за недостатка фенола, преимущественно решена. По информации Минпромторга России, с мая 2023 г. производство фенола в стране увеличено для нужд внутренних потребителей.
Спрос и цены
Спрос населения на мебель после краткосрочного всплеска весной 2022 г. значительно снизился и долгое время практически не менялся. Это авторы анализа связывают с рядом факторов, в числе которых — уход с рынка «привычных» для потребителя брендов, сохранение относительно низкой склонности к потреблению. Также сыграла роль склонность населения откладывать крупные покупки в периоды временного роста макроэкономической неопределенности, что подтверждают данные опросов (ВЦИОМ, «Ромир»).
В то же время исследователи рынка указывают, что с 2022 г. мебель стала одной из самых быстрорастущих категорий на маркетплейсах. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за 1-е полугодие 2023 г. на мебель и товары для дома пришлось около 17% всех покупок через интернет.
По мере стабилизации ситуации на рынке продажи постепенно выравниваются. Кроме того, согласно опросам, порядка 80% потребителей считают, что на российском рынке есть производители мебели, которые не уступают по качеству ушедшим с рынка брендам, а при выборе мебели, главным образом, ориентируются на дизайн и цену.
В начале 2023 г. спрос на мебель начал постепенно восстанавливаться. Аналитики отрасли связывают это с увеличением ввода нового жилья, ростом количества государственных закупок мебели и развитием онлайн-торговли. Наиболее высокий спрос отмечен в городах, где активно строится жилая недвижимость, — Москве, Санкт-Петербурге и других городах-миллионниках. Активные продажи также наблюдались в некоторых регионах Юга, Урала и Сибири. По оценкам Банка России, продажи мебели еще не восстановились к уровню IV квартала 2021 г.
Согласно данным Росстата, потребительские цены на мебель по итогам 2022 г. выросли на 10,6%, преимущественно из-за всплеска в марте—апреле, но с марта 2023 г. они перешли к снижению в годовом выражении. В июле 2023 г. потребительские цены на мебель снизились год к году на 1,3%.
«Постепенное восстановление спроса будет способствовать нормализации ценовой динамики. Повышательное давление на цены мебельной продукции (мебель и ее части) могут оказать факторы предложения, в том числе рост затрат на логистику, дополнительные ограничения в отношении параллельного импорта, а также ослабление рубля. Основным каналом влияния валютного курса может быть удорожание импорта комплектующих, в меньшей мере — готовой мебели», — прогнозируют эксперты регулятора.
Импортозамещение и перспективы
По данным аналитиков отрасли, доля импорта готовой мебельной продукции (мебель и ее части) на рынке за 2022 г. снизилась до 24 с 40% годом ранее. При этом отечественные предприятия оперативно заполняют освободившиеся ниши, расширяют ассортимент, улучшают качество, эргономику и внешний вид изделий, диверсифицируют каналы сбыта. Так, крупный производитель мебели из Калуги в 2022 г. увеличил объем производства на 70%, расширил модельный ряд. Предприятия Московской, Воронежской, Нижегородской областей переориентировали экспортные потоки с европейского рынка в Азию и на Ближний Восток, где уже открывают свои магазины.
«Подстройка потребительских предпочтений происходит естественным путем: заказ мебели из-за рубежа становится невыгодным для покупателей по причине высокой стоимости изделий с учетом логистических расходов», — отмечают аналитики ЦБ.
Они также констатируют, что растет инвестиционная активность компаний. На ближайшие три года запланирована реализация крупных проектов на сумму более 25 млрд руб. Например, в Калужской области планируется строительство фабрики по производству мебели и гардеробных систем, в СанктПетербурге — производственного комплекса по выпуску межкомнатных и входных дверей. В Новгородской и Нижегородской областях готовится запуск производств различных мебельных компонентов и комплектующих, в том числе трикотажного волокна и мебельной ткани, в Московской области — специальных красок, применяемых в производстве мебели.
При этом авторы анализа указывают, что процесс импортозамещения замедляет высокая зависимость от импортных станков, материалов и комплектующих. Так, доля импорта по металлической фурнитуре от всего используемого объема составляет 95%, деталей из термопластика — 80—90%. Ассортимент и качество российского оборудования для изготовления мебели в настоящее время уступают европейскому.
Однако эксперты ЦБ констатируют, что отрасль развивается — часть запчастей и узлов к импортному оборудованию уже изготавливается на отечественных машиностроительных заводах, используются также возможности реверс-инжиниринга. В случае необходимости возможна замена станков и запчастей на импортные из дружественных стран. С 2022 г. активизировался процесс замещения несложной импортной фурнитуры отечественной в ограниченных объемах. Это аналитики регулятора обусловливают невозможностью быстрой организации производств технологически сложных комплектующих и высокой стоимостью металла на российском рынке. А мебельная ткань, импорт которой составляет около 90%, преимущественно завозится из дружественных стран, поэтому производители не испытывают дефицита. Импортные ткани можно частично заместить российскими, за исключением ряда особых видов, таких как велюр, заключают эксперты Банка России.
Динамика производства деревообработки и мебели (SA), % к IV кв. 2021 г.
Показатель |
Значение |
Деревообработка |
–10,3 |
Мебель |
+24,8 |
Рентабельность производства и продаж мебели, %
Показатель |
Значение |
Производство |
10,3 |
Оптовая торговля |
5,8 |
Розничная торговля |
1,1 |
Источник: Банк России