Шермет Курбанов,
юрист практики интеллектуальной собственности SEAMLESS Legal
Законопроект в первую очередь направлен на регулирование отношений между владельцами маркетплейсов, с одной стороны, и (1) продавцами товаров на маркетплейсах и (2) владельцами пунктов выдачи заказов, с другой стороны.
Владелец маркетплейса. В законопроекте под владельцем маркетплейса понимается владелец агрегатора информации о товарах (услугах) - организация или ИП, которые владеют программой или сайтом и которые предоставляют потребителю одновременно следующие возможности:
-
ознакомиться с предложением продавца;
-
заключить с продавцом договор дистанционным способом;
-
произвести предварительную оплату владельцу маркетплейса.
Схожее по сути определение содержится в Законе РФ «О защите прав потребителей».
Под продавцом товаров на маркетплейсах понимается организация, ИП или самозанятый, который реализует на маркетплейсах товары потребителям.
Под владельцем пункта выдачи заказов маркетплейсов понимается организация или ИП, который по договору с владельцем маркетплейса принимает, хранит и выдает товары покупателям, а также оказывает иные услуги маркетплейсу, продавцам товаров и покупателям (например, принимает возвраты).
Законопроект устанавливает следующие основные правила взаимодействия владельца маркетплейса с (1) продавцом товаров и (2) владельцем пункта выдачи заказов:
-
владелец маркетплейса обязан разместить информацию об условиях договоров на своем сайте.
-
стороны могут менять условия договора не чаще одного раза в год (в том числе по обоюдному согласию).
-
владелец маркетплейса может списать штраф с продавцов и владельцев пунктов выдачи только при наличии их письменного согласия на списание штрафа.
До этого владелец маркетплейса обязан направить мотивированное уведомление о наложении штрафа.
-
владелец маркетплейса по общему правилу не вправе ограничивать доступ продавцов и владельцев пункта выдачи к личному кабинету на сайте маркетплейса.
-
владелец маркетплейса (с выручкой более 150 млрд руб.) не может продавать товары на своем маркетплейсе, если аналогичные товары на нем уже представлены.
Дополнительно, законопроект предполагает внесение изменений в Закон РФ «О защите прав потребителей». Указанные изменения прямо устанавливают возможность потребителя при обнаружении в товаре недостатков обращаться не только к продавцу либо уполномоченной организации или ИП, а также к владельцу маркетплейса.
Необходимо отметить, что законопроект в текущей редакции нуждается в более глубокой проработке. Так, например, одно из его положений предполагает ограничение на пересмотр договора по соглашению сторон, что, как представляется, является чрезмерным ограничением свободы договора. В целом шансы скорого принятия законопроекта пока неочевидны.