Ослабление импульса. Бюджетная политика должна нормализоваться к 2025 г.

| статьи | печать
Ослабление импульса. Бюджетная политика должна нормализоваться к 2025 г.

Минфин утвердил основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. Бюджетные параметры предусматривают сохранение экспансивной направленности бюджетной политики в 2024 г. с полной нормализацией и выходом на параметры, соответствующие «бюджетному правилу» с 2025 г., говорится в документе.

В финансовом ведомстве напомнили, что рост расходов для содействия трансформации экономики к перестройке хозяйственных связей и увеличению аллокации ресурсов на новые приоритеты потребовал обеспечения экспансивной направленности бюджетной политики в 2022— 2023 гг. По данным Минфина, с учетом «забалансовых» мер поддержки совокупный размер фискального импульса в 2022—2023 гг. составляет порядка 10,0% годового ВВП.

В условиях достижения полной занятости и преодоления потенциального уровня деловой активности чиновники предусматривают постепенное завершение нормализации бюджетной политики к 2025 г. По их мнению, это будет содействовать стабилизации инфляционных ожиданий и возвращению инфляции к целевому ориентиру (4%).

Нормализация бюджетной политики подразумевает возврат с 2025 г. к обычным параметрам «бюджетных правил» — то есть направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и обеспечение структурного первичного баланса с поправкой на «квази-бюджетные» операции под чертой. В 2024 г. временное превышение предельного размера расходов установлено в пределах 1,6 трлн руб.

Как пояснили в Минфине, формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики и завершение периода перестройки хозяйственных связей. С другой стороны, такой подход будет содействовать сохранению доверия к целостности и предсказуемости конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.

По оценке финансового ведомства, темпы прироста экономики на протяжении трех лет должны составить 2,2—2,3% ежегодно.

По мере перестройки хозяйственных связей, адаптации экономики и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с антикризисной повестки к задачам содействия достижению национальных целей развития.

«Тем не менее, мы должны быть готовы к различным сценариям. Бюджет должен учитывать все те обязательства, которые приняты, и обеспечиваться соответствующими ресурсами», — сообщил министр финансов Антон Силуанов, представляя проект бюджета страны на предстоящую трехлетку в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации. Он проинформировал, что при формировании базовых нефтегазовых доходов ведомство исходит из цены на нефть в размере 60 долл. за баррель.

При этом, по планам финансового ведомства, дефицит бюджета на протяжении всей трехлетки не должен превышать 1% ВВП. «Это позволяет нам говорить об абсолютно безопасном уровне дефицита бюджета на все три предстоящих года», — отметил А. Силуанов.

Министр обратил особое внимание на то, что, несмотря на все сложности, объемы расходов не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются по сравнению с текущим годом. Средний объем расходов составит 35,5 трлн руб. В этом году он составит чуть более 33 трлн руб.

Глава Минфина перечислил основные задачи, которые призван решить бюджет. «Наш главный приоритет — укрепление обороноспособности страны и поддержка участников СВО. Запланированные на 2024 г. ресурсы позволят полностью обеспечить задачи СВО, включая поставки вооружений и военной техники, материально-техническое и социальное обеспечение военнослужащих», — подчеркнул министр. По его словам, общий объем расходов на национальную оборону составит 10,8 трлн руб. — это больше, чем в текущем году.

На поддержку промышленности гражданского назначения в 2024—2026 гг. будет направлено 2,7 трлн руб. Основные направления — радиоэлектроника, авиастроение, беспилотные авиасистемы, станкостроение, автопром, судостроение.

 

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики: важные моменты для бизнеса

Комментарий эксперта

Реализация основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024—2026 гг. напоминает «лоскутное одеяло», когда вместо того, чтобы провести давно назревшую налоговую реформу, вернувшись к прогрессивной шкале налогообложения, позволяющей увеличить налоговые поступления бюджетной системы на несколько процентных пунктов, можно наблюдать достаточно обширный набор, по большей части, инструментальных мер командно-административной экономики в попытке свести дефицитный бюджет на следующий трехлетний период.

Бенефиты реализации такой политики для государственной власти очевидны — в любой момент к успешному бизнесу можно прийти и потребовать сделать добровольный взнос в казну, в обмен на какую-либо преференцию или без таковой. Поэтому бизнесу надо быть готовым к слияниям и поглощениям, в том числе госкорпорациями, ужесточению регуляторной политики в части соблюдения работодателями социальных обязательств, волатильности курса национальной валюты, связанного с внешними факторами и неопределенной рыночной конъюнктурой стоимости углеводородов.

Издержки бизнеса будут увеличиваться и в реальности за декларируемой парадигмой неувеличения налоговой нагрузки следует ожидать дальнейших единовременных изъятий у эффективных компаний, показавших хороший финансовый результат. Отдельно можно отметить слабое стимулирование сегмента МСП и избирательность господдержки научных исследований и разработок по предметным областям.

В очередной раз обозначаются точечные направления вместо широкого финансирования как прикладных, так и фундаментальных исследований, которое закончится провалом. Наукоемкие технологии разных направлений взаимосвязаны, и попытка простимулировать отдельно микроэлектронику без смежных областей не будет успешной.