Минфин утвердил основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг. Бюджетные параметры предусматривают сохранение экспансивной направленности бюджетной политики в 2024 г. с полной нормализацией и выходом на параметры, соответствующие «бюджетному правилу» с 2025 г., говорится в документе.
В финансовом ведомстве напомнили, что рост расходов для содействия трансформации экономики к перестройке хозяйственных связей и увеличению аллокации ресурсов на новые приоритеты потребовал обеспечения экспансивной направленности бюджетной политики в 2022— 2023 гг. По данным Минфина, с учетом «забалансовых» мер поддержки совокупный размер фискального импульса в 2022—2023 гг. составляет порядка 10,0% годового ВВП.
В условиях достижения полной занятости и преодоления потенциального уровня деловой активности чиновники предусматривают постепенное завершение нормализации бюджетной политики к 2025 г. По их мнению, это будет содействовать стабилизации инфляционных ожиданий и возвращению инфляции к целевому ориентиру (4%).
Нормализация бюджетной политики подразумевает возврат с 2025 г. к обычным параметрам «бюджетных правил» — то есть направление на расходы только базовых нефтегазовых доходов и обеспечение структурного первичного баланса с поправкой на «квази-бюджетные» операции под чертой. В 2024 г. временное превышение предельного размера расходов установлено в пределах 1,6 трлн руб.
Как пояснили в Минфине, формирование основных параметров федерального бюджета на основе обозначенных подходов, с одной стороны, позволит обеспечить поддержку экономики и завершение периода перестройки хозяйственных связей. С другой стороны, такой подход будет содействовать сохранению доверия к целостности и предсказуемости конструкции проводимой макроэкономической политики, устойчивому развитию и структурным изменениям в экономике на среднесрочном горизонте.
По оценке финансового ведомства, темпы прироста экономики на протяжении трех лет должны составить 2,2—2,3% ежегодно.
По мере перестройки хозяйственных связей, адаптации экономики и восстановления деловой активности акцент экономической политики смещается с антикризисной повестки к задачам содействия достижению национальных целей развития.
«Тем не менее, мы должны быть готовы к различным сценариям. Бюджет должен учитывать все те обязательства, которые приняты, и обеспечиваться соответствующими ресурсами», — сообщил министр финансов Антон Силуанов, представляя проект бюджета страны на предстоящую трехлетку в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации. Он проинформировал, что при формировании базовых нефтегазовых доходов ведомство исходит из цены на нефть в размере 60 долл. за баррель.
При этом, по планам финансового ведомства, дефицит бюджета на протяжении всей трехлетки не должен превышать 1% ВВП. «Это позволяет нам говорить об абсолютно безопасном уровне дефицита бюджета на все три предстоящих года», — отметил А. Силуанов.
Министр обратил особое внимание на то, что, несмотря на все сложности, объемы расходов не сокращаются, а, наоборот, увеличиваются по сравнению с текущим годом. Средний объем расходов составит 35,5 трлн руб. В этом году он составит чуть более 33 трлн руб.
Глава Минфина перечислил основные задачи, которые призван решить бюджет. «Наш главный приоритет — укрепление обороноспособности страны и поддержка участников СВО. Запланированные на 2024 г. ресурсы позволят полностью обеспечить задачи СВО, включая поставки вооружений и военной техники, материально-техническое и социальное обеспечение военнослужащих», — подчеркнул министр. По его словам, общий объем расходов на национальную оборону составит 10,8 трлн руб. — это больше, чем в текущем году.
На поддержку промышленности гражданского назначения в 2024—2026 гг. будет направлено 2,7 трлн руб. Основные направления — радиоэлектроника, авиастроение, беспилотные авиасистемы, станкостроение, автопром, судостроение.