Могут ли налоговики истребовать документы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля?

| статьи | печать

Арбитражный суд Центрального округа в постановлении от 16.08.2023 № Ф10-3568/2023 по делу № А36-7056/2022 рассмотрел ситуацию, когда инспекция после проведения проверки в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля затребовала предоставления карточек бухгалтерских счетов и выяснил, насколько это было законно.

Суть дела

В компании была проведена выездная налоговая проверка. В связи с представлением компанией возражений на акт проверки налоговым органом было принято решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Инспекция направила компании требование о представлении карточек бухгалтерских счетов. Компания отказалась их представить. По ее мнению, запрашиваемые документы неправомерно истребованы в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля, не имеют отношения к нарушениям, выявленным в ходе налоговой проверки, и не имеют отношения к исчислению и уплате налога.

За непредставление документов компания была оштрафована. Она посчитала штраф необоснованным и обратилась в суд.

Решения судов

Суд первой инстанции требования компании удовлетворил. Он пришел к выводу о том, что ни ст. 89 НК РФ, ни ст. 93 НК РФ не устанавливают обязанность налогоплательщика представить по требованию налогового органа документы (информацию) после окончания выездной налоговой проверки на стадии осуществления налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля. Аргументированных доводов и доказательств, подтверждающих необходимость и обоснованность истребования у компании в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля карточек счетов, их относимость к исчислению и уплате налогов применительно к нарушениям, отраженным в акте налоговой проверки, инспекцией не представлено.

Апелляционный и кассационный суды позицию суда первой инстанции не поддержали. Согласно разъяснениям, данным в п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.13 № 57, истребование у налогоплательщика, его контрагентов или иных лиц (в том числе государственных органов) документов, касающихся деятельности налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля. Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, также возможно и при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля (Определение Конституционного суда РФ от 07.04.2022 № 821-О). В связи с этим суды пришли к выводу, что налоговые органы наделены правом истребования документов и в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля.

Апелляция и кассация также признали правомерными действия инспекции по истребованию у компании карточек бухгалтерских счетов. Статья 93 НК РФ не содержит каких-либо исключений относительно состава документов и информации (перечень не конкретизирован), а также ограничений полномочий налогового органа, проводящего налоговую проверку. Законодательство о налогах и сборах не содержит перечня документов, которые налогоплательщик обязан вести в целях налогового учета. Вместе с тем положения подп. 6 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета. Изучение карточек счетов необходимо было для подтверждения или опровержения выводов, изложенных инспекцией в акте. Поскольку запрашиваемые документы не были представлены компанией, у инспекции имелись правовые основания для привлечения компании к ответственности.