Внутри и снаружи. Чем «пахнут» цены на нефть

| статьи | печать
Внутри и снаружи. Чем «пахнут» цены на нефть

Внутри страны острую в последние недели проблему роста цен на бензин и дизтопливо удалось решить. Об этом 9 октября в правительстве на оперативном заседании премьера со своими замами доложил профильный вице-премьер Александр Новак. А вот снаружи «запахло керосином» — полыхнувший в одном из ведущих нефтяных регионов планеты палестино-израильский конфликт вновь заострил тему роста мировых цен на нефть. Чего от них ожидать?

Вопрос для внутренней ситуации на топливном рынке не праздный, памятуя, что цены на нефтепродукты у нас погнались за их динамикой на мировом рынке — перекупщикам в стране захотелось по-легкому навариться там, что создало топливный дефицит здесь.

Начнем с приятного — как удалось переломить ситуацию. На совещании у премьера А. Новак сообщил, что введение правительством 21 сентября временного запрета экспорта бензина и дизельного топлива показало свою эффективность.

«Ограничения помогли насытить внутренний рынок топ­лива, что в свою очередь оказало положительное влияние на цены, — констатировал вице-премьер. — Стоимость бензина и дизельного топлива на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже снизились на 16 и 21% соответственно. В мелком опте и на нефтебазах, по данным Минэнерго, цены на дизель снизились в среднем на 6,3 тыс. руб. за тонну по стране, это примерно на 8%. Снижение зафиксировано в 81 субъекте Российской Федерации».

По его словам, особый контроль осуществляется за стоимостью топлива для сельхозтоваропроизводителей. К мониторингу топливных наценок подключили Минсельхоз и ФАС.

Дополнительно принято решение внести поправки в Налоговый кодекс и восстановить с 1 октября топливный демпфер. Зампред правительства считает, что изменение коэффициента по демпферу до 1,0 позволит увеличить размер компенсации нефтеперерабатывающим заводам при продаже моторного топлива на внутреннем рынке, что позволит обеспечить экономические стимулы к его насыщению топливом и в результате будет способствовать поддержанию стабильной ценовой ситуации на бирже и в рознице.

Далее. Для повышения ликвидности биржевых торгов и повышения их прозрачности правительство приняло решения отменить вторую биржевую торговую сессию и увеличить минимальные нормативы реализации моторного топ­лива на биржевых торгах — до 15% по автомобильному бензину и до 12,5% по дизельному топливу.

«Основная цель принятого решения — не допустить снижения достигнутого уровня предложения на бирже, а также повысить ликвидность биржевых торгов на основной торговой сессии, что будет в свою очередь способствовать повышению прозрачности торгов и равной доступности биржевого товара для всех потребителей», — пояснил А. Новак.

Третье решение — снятие запрета на экспорт дизельного топлива, доставляемого в морские порты трубопроводным транспортом. Принято оно было для недопущения затоваривания хранилищ и последующего снижения переработки на крупнейших НПЗ.

При этом, добавил вице-премьер, в целях гарантированного обеспечения внутреннего рынка не менее половины произведенного дизельного топлива должно быть поставлено на внутренний рынок. При этом сохраняется запрет на экспорт автомобильного бензина и дизельного топлива железнодорожным транспортом, чтобы продолжить наполнение внутреннего рынка и не допустить роста оптовых цен.

Наконец, о четвертом решении правительства. Для пресечения так называемого серого экспорта нефтепродуктов, которые предназначены для внутреннего рынка, введена заградительная пошлина — 50 тыс. руб. за тонну на все их виды (не только на бензин и дизтопливо).

«Фактически эта мера начнет действовать после полного снятия запрета поставок на экспорт, — отмечает А. Новак. — Заградительная пошлина не коснется добросовестных производителей — крупных НПЗ с мощностью переработки более 1 млн т в год».

Он заверил, что правительство продолжит в ежедневном режиме отслеживать ситуацию на внутреннем рынке топлива для сохранения стабильности на внутреннем рынке.

Теперь о тревожном. Сегодня эксперты вспоминают, как пятьдесят лет назад арабо-израильский конфликт привел к четырехкратному росту мировых цен на черное золото — так ближневосточные нефтедобывающие страны отомстили Западу за поддержку Израиля. Чего ожидать теперь. Вообще-то раз на раз не приходится — нынче ни Саудовская Аравия, ни другие крупные нефтяные игроки региона резких слов не бросают и жестоких кар не обещают. Это подсказывает, что задирать цены никто не стремится. Кстати, судя по докладу А. Новака, меры противодействия внешнему ценовому давлению на топливный рынок России — все отточеннее. Тем не менее прогноз полезен (см. комментарий).

Комментарий эксперта

Нефть Brent снова выше 85 долл.

После резкого снижения котировок всех марок нефти на прошлых неделях, спровоцированного повышением запасов нефти и уменьшением спроса на бензин, в начале этой недели европейская нефть Brent снова начала дорожать и вновь преодолела психологический барьер в 85 долл. и торгуется сегодня по 88 долл. за баррель. Геополитические риски, связанные с конфликтом на Ближнем Востоке, а точнее возможным участием в нем Ирана и, как следствие, ужесточением санкций США, могут повлечь за собой сокращение поставок нефти из этой страны на 1,5 млн барр. в сутки.

Ситуация на нефтяном рынке складывается весьма противоречивая: с одной стороны, военные действия на Ближнем Востоке и отчет Международного энергетического агентства (МЭА), которое прогнозирует дефицит черного золота и уменьшение мировых запасов в перспективе год—полтора, с другой стороны, признаки падения спроса на топливо, замедление промышленности Китая и возможность рецессии в США не дают однозначно определить, что будет происходить с ценами на нефть в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

С точки зрения технического анализа годовая тенденция боковая, с довольно большим разбросом цен: минимум — район 70 долл. (март текущего года) и максимум около 100 долл. (октябрь 2022 г.). На мой взгляд, рынок нефти в ближайшие полгода будет подвержен высокой волатильности, но вряд ли выйдет за коридор 82—98 долл. за баррель.