Торговлю все больше затягивает в Сеть

| статьи | печать

Доля интернет-торговли в общем объеме товарооборота в розничном и оптовом сегменте по итогам 1-го полугодия 2023 г. находилась на самом высоком уровне с 2021 г., следует из информационного обзора, представленного Центром конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ. По результатам исследования ученые пришли к выводу, что развитие электронной коммерции оказывает все более очевидное влияние на оптимизацию бизнес-процессов организаций. Активирующие интернет-продажи руководители торговых компаний отмечают целый ряд положительных эффектов.

Согласно представленным учеными данным, в II квартале текущего года, по сравнению с допандемическим IV кварталом 2019 г., доля товаров, проданных через интернет в рознице, достигла своего максимального размера, став больше на 2,4 п.п. и составив 16,7 против 14,3% от общего объема реализации. За последний год интернет-продажи увеличились на 1,8 п.п., к 2021 г. — на 2,2 п.п. Изменения, которые произошли, скорректировали долгосрочный тренд, заключающийся в преобладающей динамике оптовых продаж над розничными.

Впервые удельный вес розничных товаров, реализованных через интернет, превысил оптовые и стал максимально высоким в краткосрочной ретроспективе. За три с половиной года среди принимающих участие в опросе розничных организаций (3,9 тыс.) с 21 до 28,3% увеличилась доля тех, для кого интернет-продажи стали актуальным дополнительным источником реализации товаров.

По итогам января — июня 2023 г. доля организаций оптовой торговли от всех участников опроса (6,4 тыс.), которые реализовывали товары через интернет, достигла 40,5% — данное значение, поднявшись по сравнению с IV кварталом 2019 г. на 12,1 п.п. (28,4%), стало максимальным после шока коронакризиса и последующих периодов. «По сравнению с 2021 и 2022 гг. число фирм возросло на 1,1 и 4,4 п.п. соответственно, что в целом свидетельствует о поступательном вовлечении в интернет-торговлю различных видов деятельности, представляющих данный сегмент», — говорится в материалах НИУ ВШЭ.

Вместе с тем там отмечается, что доля интернет-продаж в стоимости проданных товаров с IV квартала 2019 г. по II квартал текущего года возросла с 9,0 до 15,0%. В II квартале наибольшая средняя доля электронных продаж (27,0%) была зафиксирована в оптовых организациях, занимающихся поставками информационного и коммуникационного оборудования, текстильных изделий (21,0%) и фармацевтической продукции (19,3%); наименьшая (1,3%) — в компаниях, реализующих мотоциклы, их детали, узлы и принадлежности (годом ранее — 30,6 и 10,7% соответственно).

Самая высокая интенсивность роста онлайн-продаж по сравнению с 2022 г. (в годовом выражении) отмечена в оптовых организациях, реализующих социально значимые группы товаров: одежду и обувь (на 2,2 п.п., до 16,0%), парфюмерные и косметические товары (на 1,9 п.п., до 19,3%), бытовые электротовары и фармацевтическую продукцию (на 1,0 п.п., до 17,6 и 19,3% соответственно). Более половины компаний оптовой торговли следующих видов деятельности используют интернет-продажи в своей деятельности:

  • информационное и коммуникационное оборудование;

  • текстильные изделия;

  • бытовые электротовары;

  • мебель, ковры и осветительное оборудование;

  • автомобильные детали, узлы и принадлежности;

  • парфюмерные и косметические товары.

В целом распределение видов деятельности оптовой торговли по использованию интернет-продаж в II квартале 2023 г. позволило ученым сделать вывод о том, что социально значимые группы товаров имели более акцентированное выражение технологического развития. Самым активным направлением оптовых интернет-продаж в текущем году стала торговля информационным и коммуникационным оборудованием, где задействованы 63% от всех участвовавших в опросе компаний.

Второе место заняли организации, специализирующиеся на поставках текстильных изделий — 56,0%; замыкают тройку оптовые фирмы, которые продают бытовые электротовары — 55,4%. Тем не менее, несмотря на позитивные тенденции в цифровизации продаж оптовой торговли, в большинстве отраслей больше половины компаний не используют сеть Интернет для продажи своих товаров.

Оптовое звено

В разрезе по видам торговли интернет-продажи показали преимущественно положительный эффект на деятельность предприятий оптовой торговли. Проведенное специалистами исследование показало, что при активизации онлайн-торговли в самой большой степени (сила связи более 90% по модулю) сократилось влия­ние таких ограничивающих факторов, как недостаток финансовых ресурсов (96,5%), нехватка платежеспособных покупателей (96,5%), недостаток складских площадей (91,7%), недобросовестная конкуренция (90,2%). В то же время эффект распространения электронной коммерции в опте подтвердил свое позитивное влияние на решение инфраструктурных проблем организаций.

Например, внедрение электронных систем на складах и последующая реализация продукции через интернет-магазины оптимизировали использование складских площадей, что положительно отразилось на сокращении доли отрицательных оценок относительно проблемы высокой арендной платы (например, с 2020 г. доля негативно настроенных респондентов снизилась с 30 до 21%). При этом доступ к информации на сайтах компаний способствовал уменьшению уровня недобросовестной конкуренции (снижение с 70 до 38%).

Розничный сегмент

В розничной торговле интернет-продажи продемонстрировали аналогичный с оптовым сегментом позитивный эффект, который выразился в подавлении отдельных ограничивающих факторов, но со своими особенностями. Так, активизация онлайн-продаж больше всего отразилась (сила связи более 50% по модулю) на снижении недостатка складских площадей (73,1%), уменьшении негативных отзывов относительно высоких процентов по кредитам и сложности их получения (69,1 и 54,8%).

Изменения в инфраструктурных проблемах организаций розничной торговли оказались схожими с изменениями в оптовом сегменте. При этом онлайн-продажи не оказали какого-либо влияния (сила связи менее 30%) на факторы дефицита платежеспособного спроса и недобросовестной конкуренции, которые имеют серьезное значение в оптовой торговле, сделали вывод авторы обзора.


 



К сведению

Динамика и тенденции интернет-торговли

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), объем продаж интернет-торговли России за шесть месяцев 2023 г. составил 2,7 трлн руб. — это на 20% превышает показатели аналогичного периода прошлого года. Из этой суммы 97,2% составляют покупки в российских компаниях интернет-торговли, трансграничный рынок сократился до 2,8% в объеме продаж (4,5% в 2022 г.).

Публикуя статистику, ассоциация обратила внимание на изменения, которые произошли в рейтинге топ-10 самых активных в интернет-торговле регионов (обеспечивают сейчас 52% от всех покупок в интернете). По сравнению с 1-м полугодием 2022 г. заметно снизилась доля первой тройки. Москва традиционно на первом месте в рейтинге, однако в общем объеме продаж на нее сейчас приходится 18,4%, год назад этот показатель составлял 20,4%.

Далее в рейтинге Московская область — 9,2% (10,7% в 1-м полугодии 2022 г.); Санкт-Петербург — 6,2% (7,3% в 1-м полугодии 2022 г.). Почти во всех остальных регионах эта доля увеличилась: Краснодарский край — 4,9% (4,4%), Ростовская область — 2,9% (2,5%), Свердловская область — 2,6% (без изменений); Нижегородская область — 2,2% (2,1%), Самарская область и Республика Татарстан — 2,0% (увеличились показатели Татарстана). Единственный регион из первой десятки, который снизил долю, — Красноярский край: 1,8% сейчас и 2,1% в 1-м полугодии 2022 г.

«Очевидно, что эта тенденция на увеличение роли регионов в сфере e-commerce, которая наметилась еще в 2020 г., будет становиться еще заметнее. И дело здесь не только в привычках россиян, возможности быстро находить нужный товар и сравнивать цены, которые обеспечивает интернет-торговля», — прокомментировал данные президент АКИТ Артем Соколов. При этом эксперт отметил, что сами компании онлайн-ретейла все активнее осваивают регионы — по всей России строятся новые логистические объекты (их общая площадь за три года увеличилась больше чем в три раза), создаются новые рабочие места, улучшается качество сервиса — эта активность также напрямую влияет на предпочтения россиян.

Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений. По-прежнему в топ-5 интернет-торговли входят: «цифровая и бытовая техника» — на нее россияне потратили в интернете 522,5 млрд руб., ее доля в общем объеме продаж — 19,1%, «мебель и товары для дома» — 459 млрд руб., 16,8%; «одежда и обувь» — 427 млрд руб., 15,6%; «продукты питания» — 349 млрд руб., 12,7%, «товары для красоты и здоровья» — 225,5 млрд руб., 8,2%.

Ранее на топ-5 товаров приходилось более 75% всех покупок, сейчас — 72%. Рост продаж отмечается и в других категориях, наиболее заметный: «инструменты» — от 30 до 60%, «товары для творчества» — от 30 до 80%, «ювелирные изделия» — в среднем 35%, «спорттовары» — в среднем 30%, а также «аптеки». В этой категории рост был неравномерным — пиковые показатели пришлись на апрель и май: +104 и 99% соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.

По данным Data Insight, в апреле 2023 г. впервые за год прирост количества интернет-заказов в России составил 94%. По прогнозу экспертов, по итогам года в стране будет произведено 4504 млн заказов на сумму 7,9 трлн руб. Для сравнения: в прошлом году было сделано 2911 млн заказов на 5,8 трлн руб.

Основной рост рынка eCommerce происходит за счет маркетплейсов — за 1-е полугодие 2023 г. два главных маркетплейса Wildberries и Ozon выросли на 35%. Максимальная доля Wildberries и Ozon от всех онлайн-заказов была в июне и ­июле 2023 г. — 77%. Это на 9% больше, чем в тот же пе­рио­д год назад.

Ключевыми драйверами роста маркетплейсов являются: сила брендов маркетплейсов, десятки тысяч продавцов обеспечивают более полный и стабильный ассортимент, чем любая ретейл-команда, большое количество точек выдачи заказов. По прогнозу Data Insight на 2023 г., рост доли двух лидеров рынка Wildberries и Ozon по объему онлайн-продаж достигнет 53%.

Комментарий эксперта

Какое влияние на интернет-торговлю может оказать развитие криптовалютного рынка?

В настоящий момент в России идет активная дискуссия о регулировании криптовалюты. Пока ответ Центрального банка однозначный — криптовалюта не должна использоваться как средство платежа внутри страны. Что это означает для онлайн-торговли? Если чаша весов качнется в пользу разрешительного регулирования, то для российских МСП откроется поставленная на паузу ВЭД, особенно в части продажи услуг и контента (развлекательного, образовательного, новостного).

Сейчас, вследствие ограничений в работе SWIFT, иностранные рынки практически недоступны. Важно, что даже в условиях, когда недопустимо разрешать использование криптовалюты в качестве платежного средства внутри страны — и с этим в той или иной мере согласны российские эксперты, — использование для трансграничных платежей в экспортно-импортной деятельности обоснованно, поскольку открывает новые рынки и способствует укреплению рубля — помимо практики обязательного обмена криптовалютной выручки на рубли, которая использовалась в применении к национальным иностранным валютам, есть еще и необходимость оплаты расходов на производство услуг и контента, а также налогов в рублях.

Комментарий эксперта

Какой стратегии развития канала интернет-продаж придерживается ваша компания?

Мобильные приложения, интернет-магазины, покупки в социальных сетях стали привычными для жителей России, особенно городской ее части. Значительный скачок в развитии цифровых сервисов произошел в 2020—2021 гг. из-за эпидемии коронавируса, но и после окончания локдауна интерес населения к информационным технологиям не угас, подтверждая глобальный мировой тренд на цифровизацию всех сфер жизни общества.

Интернет-торговля в России растет на 40—50% в год. Причем продовольственная даже опережает этот рост: на 100% выросли онлайн-продажи продуктов питания в 2022 г., по данным агентства INFOline. Весь этот рост — это уход покупателей из розничной торговли в онлайн-каналы. На крупнейших маркетплейсах «Яндекс Маркет» и «СберМегаМаркет» продукты питания вошли в топ-3 самых популярных категорий товаров наряду с товарами для дома, электроникой и техникой, по данным Data Insight.

Такому росту онлайн-торговли способствует несколько факторов:

  • ассортимент продуктов, представленный в интернете, шире. Потребители получают в онлайн-каналах возможность купить товары, недоступные в офлайн-магазинах;

  • стоимость товаров в онлайне ниже или кажется покупателю ниже из-за возможности сравнить цены;

  • рост потребительского опыта: пользователи начинают покупать онлайн новые для себя категории товаров, осваивают новые онлайн-площадки, где не покупали ранее;

  • удобство онлайн-торговли (возможность сравнить и выбрать, возможность делать покупки в любое время, быстрая доставка, легкий возврат);

  • рост географии: крупнейшие интернет-магазины уже имеют больше точек выдачи товара, чем крупнейшие офлайновые сети.

Потребители массово переносят свои покупки в онлайн: это удобно, просто и уже привычно. Существует множество каналов для онлайн-продаж, у каждого из них есть своя целевая аудитория:

  • интернет-магазины;

  • онлайн-магазины офлайновых сетей с резервированием в сети;

  • маркетплейсы;

  • доски объявлений;

  • соцсети;

  • мессенджеры;

  • доставка из магазинов;

  • доставка из-за рубежа;

  • совместные покупки.

Разные каналы будут наиболее эффективны для разных категорий товаров. Например, для консервации торговой марки Spiro (рыбные, молочные, овощные консервы) хороший результат показали интернет-магазины федеральных торговых сетей. При работе с онлайн-площадками мы в компании «Спиро Групп» столкнулись с рядом сложностей и опасений потребителей. Основная «боль» покупателя — это его неуверенность, подойдет ли ему этот товар, будет ли он соответствующего качества, удовлетворит ли требованиям. Развеять сомнения помогает максимально полное описание свойств и характеристик продукта, актуальные фотографии товара с разных ракурсов, видео распаковки, реальные отзывы других покупателей.

Доля онлайна в нашей структуре продаж пока невелика, фактически мы только в начале пути, но отрасль активно развивается. Мы в «Спиро Групп» понимаем, что стратегия для выживания и роста бизнеса — это диверсификация каналов и форматов продаж.