Леонид Барков,
руководитель группы практики банкротства и антикризисной защиты бизнеса «Пепеляев Групп»
В пункте 10 Обзора сделан вывод о том, что если дело о банкротстве гражданина возбуждено по его заявлению, но кандидатура финансового управляющего не представлена, то суд может завершить процедуры банкротства должника.
А в другом деле суд поступил таким же образом в ситуации, когда банкротство гражданина было инициировано обществом, кандидатура финансового управляющего в суд представлена не была, но этот гражданин настаивал на продолжении дела о его банкротстве (п. 10.1 Обзора).
Указанный пункт Обзора призван дать ответ на старый, но насущный вопрос о том, как должен поступать суд в ситуации, когда ни один арбитражный управляющий не дает согласия на утверждение в процедуре банкротства гражданина. Такая ситуация возникает, как правило, в силу экономических причин.
Граждане часто не обладают каким-либо имуществом, за счет реализации которого возможно покрытие расходов на процедуру банкротства и выплата вознаграждения управляющего. Фиксированный же размер вознаграждения финансового управляющего составляет всего 25 тыс. руб. за процедуру, которая может длиться много месяцев.
Следствием этого является незаинтересованность управляющих в проведении процедур несостоятельности такого гражданина и невозможность реализации предусмотренных в процедуре банкротства мероприятий.
С правовой точки зрения проблема обусловлена следующим. Целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина — предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по накопившимся обязательствам, которые он не в состоянии исполнять.
Однако согласно п. 1 ст. 213.9 Закона о банкротстве участие финансового управляющего в деле о банкротстве гражданина является обязательным.
Таким образом, законодательство, с одной стороны, гарантирует добросовестному гражданину возможность освобождения от долгов через процедуру банкротства, а с другой стороны, не допускает проведение процедуры банкротства в отсутствие управляющего.
Первая попытка решения указанной проблемы была сделана ВС РФ в 2019 г., когда в Обзор судебной практики, утв. Президиумом ВС РФ 17.07.2019, было включено разъяснение о том, что положения п. 9 ст. 45 Закона о банкротстве о таком основании прекращения производства по делу о несостоятельности, как непредставление суду кандидатуры арбитражного управляющего, не подлежат применению к отношениям, вытекающим из банкротства граждан, поскольку противоречат смыслу и целям регулирования потребительского банкротства.
Верховный суд указал на то, что:
-
установленный п. 5 ст. 213.6 Закона о банкротстве трехмесячный срок, отведенный суду на разрешение вопроса о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом, носит организационный характер и его истечение само по себе не является основанием для прекращения производства по делу;
-
суд обязан обеспечить условия для реализации права на потребительское банкротство. В ситуации, когда предлагаемые гражданином саморегулируемые организации не предоставляют кандидатуру управляющего, суд должен с согласия гражданина, сохраняющего интерес к дальнейшему ведению дела о банкротстве, одновременно направить запросы во все оставшиеся саморегулируемые организации.
Однако Обзор 2019 г. не содержал прямого ответа на главный вопрос: как быть в случае, если ни одна из СРО не предоставляет кандидатуру управляющего?
На уровне общих разъяснений проблема впервые была разрешена в п. 10 рекомендаций НКС АС Волго-Вятского округа по вопросам практики применения законодательства о несостоятельности, процессуального и гражданского законодательства за 2022 г.
Научно-консультативный совет рекомендовал завершать процедуру банкротства с освобождением гражданина от исполнения обязательств при условии принятия судом всех возможных мер по поиску кандидатуры финансового управляющего и их безрезультатности. В случае получения отказа от всех имеющихся в стране СРО арбитражных управляющих судам предлагалось дополнительно выбирать финансового управляющего методом случайного отбора.
Последний из инструментов не нашел отражения в п. 10 и 10.1 Обзора, что справедливо, так как выявление арбитражных управляющих, готовых к исполнению обязанностей в конкретной процедуре банкротства, осуществляется СРО после получения запроса суда. В пункте 10 Обзора предусмотрено, что при получении от СРО отрицательных ответов относительно наличия кандидатур финансовых управляющих арбитражный суд:
-
рассматривает заявление о банкротстве;
-
признав его обоснованным, вводит процедуру реструктуризации долгов;
-
назначает дату судебного заседания по рассмотрению дела о банкротстве гражданина;
-
извещает об этом кредиторов с уведомлением о том, что производство по делу подлежит завершению с освобождением должника от исполнения обязательств, если не будет представлена кандидатура арбитражного управляющего;
-
если кредиторами не предложено вариантов решения вопроса по поиску кандидатуры управляющего (например, посредством увеличения суммы фиксированного вознаграждения) или они не позволили решить вопрос о представлении кандидатуры, суд может принять решение о признании гражданина банкротом, завершении реструктуризации долгов и реализации имущества с освобождением гражданина от долгов.
Открытым остается вопрос о возможности и порядке завершения процедуры банкротства в ситуации, когда гражданином заявлено о наличии у него имущества, а управляющего найти так и не удалось, так как кредиторы бездействуют и не предлагают увеличение суммы вознаграждения. Подобная ситуация является редкостью, однако не исключается.