В решении от 13.09.2023 по делу № А40-160100/23-75-371 АС г. Москвы рассмотрел ситуацию, когда вышестоящий налоговый орган принял решение о проведении повторной выездной проверки в рамках контроля за деятельностью инспекции в день вынесения решения по первоначальной проверке.
Суть дела
Инспекция провела в компании выездную налоговую проверку. По ее результатам было принято решение, согласно которому в связи с недостаточно собранной доказательственной базой по нарушению, предусмотренному п. 1 ст. 54.1 НК РФ, недостаточных доказательств наличия умышленных действий (согласованности сторон), доначисление налогов и пеней, а также привлечение компании к ответственности, предусмотренной ст. 122 НК РФ, не представляется возможным. Начисления по налогам, пени, штрафу составили 0 руб.
В день вынесения этого решения вышестоящий налоговый орган принял решение о проведении в отношении компании повторной выездной проверки. Компания посчитала, что данное решение нарушает ее права и законные интересы, не содержит в себе доказательств необходимости, обоснованности и законности проведения повторной выездной налоговой проверки. Она обратилась в суд с требованием признать решение незаконным.
Решение суда
Суд отказал компании в удовлетворении ее требований. Он указал, что анализ положений ст. 89 НК РФ позволяет сделать вывод о том, что Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по проведению вышестоящим налоговым органом повторной выездной налоговой проверки налогоплательщика в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.
Централизованным характером системы налоговых органов предопределяется контроль вышестоящего налогового органа за деятельностью нижестоящих налоговых органов, направленный на обеспечение соблюдения ими законодательства о налогах и сборах в соответствии с принципом конституционной законности (ст. 15 Конституции РФ). Одной из форм такого контроля является повторная выездная налоговая проверка, предусмотренная п. 10 ст. 89 НК РФ. В связи с этим суд сделал вывод, что вышестоящий налоговый орган имеет право перепроверять действия нижестоящего налогового органа как в полном объеме, так и в части конкретного налога.
Суд указал, что законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение на основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверки в тот же день после принятия решения нижестоящим налоговым органом.
Компания не представила доказательств того, что повторная выездная налоговая проверка не отвечает требованиям необходимости, обоснованности и законности, а также того, что данная проверка стала обременением для компании и нарушает ее права.