Такой вывод делают ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, несмотря на то, что в августе, согласно высокочастотным данным, экономическая активность в российской экономике несколько возросла.
В очередном «Анализе макроэкономических тенденций» они указывают, что пока «твердый рост» демонстрируют лишь потребительские расходы.
Индекс инвестиционной активности, представляющий из себя оценку предложения в экономике товаров инвестиционного назначения, в августе резко снизился.
«Впрочем, пока “бить тревогу” преждевременно: даже после снижения текущая интенсивность инвестактивности примерно соответствует уровню середины 2021 г. (за счет длительного роста в предшествующий период). Основной вклад в снижение индекса внесло, по предварительной оценке, уменьшение объемов импорта инвестиционных товаров», — отмечают аналитики ЦМАКП.
В сфере экспорта товаров (в физическом выражении с устраненной сезонностью) сохраняется стабильность. Авторы анализа полагают, что речь идет о равновесии между растущим экспортом СПГ и нефти и сжимающимся — трубопроводного газа. Стоимостные объемы экспорта чуть подросли, ученым ЦМАКП неясно даже, достигнута ли стабилизация.
Импорт товаров в физическом выражении и с устраненной сезонностью растет, но немного замедлился. По стоимости импорт начал снижаться. Это, поясняют авторы обзора, отражает структурный сдвиг — формирование новых логистических цепочек с поставками по каждой из товарных групп менее дорогостоящих «не брендовых» товаров.
В сентябре ослабление рубля приостановилось. Курс бивалютной корзины (доллар США, евро) к рублю почти не изменился, увеличившись за месяц всего на 0,7% и составив 100,4 руб. по состоянию на 30 сентября. Действие фундаментальных негативных факторов (сжатие сальдо счета текущих операций платежного баланса, задержки в поступлении валютной выручки экспортеров, отток капитала), способствующих ослаблению российской валюты, сохранялось. При этом небольшую поддержку рублю в сентябре оказал резкий рост объемов продажи валюты Банком России в период с 14 по 22 сентября, что было необходимо для осуществления погашения валютного выпуска суверенных еврооблигаций.
«Состоявшееся повышение ключевой ставки Банка России вывело ставки денежного рынка на уровень, превышающий рентабельность бизнеса в некоторых отраслях (в деревообработке — в ней рентабельность отрицательная; в транспортном машиностроении — рентабельность “около нуля”; в металлургии и химкомплексе)», — констатируют аналитики ЦМАКП.
Они также сообщают, что вместе со скачком инфляции рост реальной заработной платы с устраненной сезонностью остановился и сменился легким сжатием (май — +1,3%, июнь — +0,3%, июль — –0,5%). Несмотря на дефицит труда, компании, полагают авторы анализа, уже не могут быстро повышать оплату труда. Но по их мнению, пока можно говорить, скорее, о тенденции остановки роста и переходе к временной стагнации реальной зарплаты. Вслед за ней основные реальные денежные доходы населения тоже стабилизировались с тенденцией к незначительному снижению.
Потребление населения по-прежнему растет, но уже медленнее (май — +1,1%, июнь — +0,6%, июль — +0,2%, август — +0,5%). При этом авторы обзора указывают на расширение всех компонентов потребления. Быстрее всего увеличивается потребление платных услуг, вышедшие на исторический максимум — отчасти — из-за отсутствия выездного туризма. Также стремительно расширяются продажи непродовольственных товаров.
Уровень инфляции с конца лета устойчиво находится выше среднемноголетних значений. В сентябре она составила 0,87% (6,0% к сентябрю прошлого года). В октябре, по оперативной информации, порядка 1,1%, что соответствует почти 7% в годовом выражении.
«Такой уровень объясняется прежде всего резким ослаблением рубля (начинает играть все большую роль эффект “импорта инфляции” с мирового рынка топлива). Необходимо подчеркнуть, что “неспецифичные” действия по сдерживанию инфляции через повышение процентной ставки оказываются малоэффективными», — констатируют ученые ЦМАКП.