Так Международное энергетическое агентство (МЭА) в октябрьском отчете о рынке нефти оценивает влияние на них резкого обострения геополитических рисков из-за палестино-израильского конфликта.
Аналитики МЭА констатируют, что в сентябре мировая добыча нефти выросла на 270 млн баррелей в сутки до 101,6 млн баррелей, чему способствовал рост добычи в Нигерии и Казахстане. Конфликт между Израилем и ХАМАС не оказал прямого влияния на потоки нефти.
В течение сентября и октября рентабельность нефтеперерабатывающих заводов резко упала с почти рекордных уровней, поскольку цены на бензин и мазут снизились, но в целом оставалась выше среднего сезонного уровня. Пропускная способность мировых нефтеперерабатывающих заводов достигла летнего пика в 83,6 млн баррелей в сутки в августе, чему способствовали рекордные объемы переработки в Китае. В МЭА ожидают, что объемы переработки нефти на НПЗ вырастут на 1,7 млн баррелей в сутки в 2023 г. и на 1 млн — в 2024-м.
Предварительные данные свидетельствуют экспертам МЭА, что в сентябре запасы на суше продолжили сокращаться, в то время как запасы нефти на воде вернулись на прежний уровень по мере восстановления экспорта. Промышленные запасы ОЭСР упали в августе с учетом сезонных колебаний на 6,5 млн баррелей до 2816 млн, что существенно — на 105,3 млн баррелей ниже среднего показателя за пять лет.
Доходы России от экспорта нефти в сентябре выросли на 1,8 млрд долл. до 18,8 млрд, что стало самым высоким показателем с июля 2022 г. Общий объем экспорта нефти вырос на 460 тыс. баррелей в сутки до 7,6 млн, при этом на сырую нефть пришлось 250 тыс. баррелей увеличения. Средневзвешенная экспортная цена на сырую нефть выросла на 8 долл. за баррель до 81,80 долл., сократив скидку на североморскую нефть до 12,20 долл. за баррель — самого низкого уровня с марта 2022 г. Фьючерсы на нефть марки ICE Brent выросли на 4 долл. за баррель после нападения ХАМАС на Израиль 7 октября, поскольку трейдеры переоценили геополитические риски. Ужесточение балансов после продления Саудовской Аравией добровольного сокращения поставок привело к росту цен в сентябре на 8 долл. за баррель. Однако впоследствии, в начале октября, рост сошел на нет, поскольку возобновились макроэкономические опасения, отмечают эксперты МЭА.
Авторы отчета указывают, что резкая эскалация геополитических рисков в ближневосточном регионе, на долю которого приходится более трети мировой морской торговли нефтью, ставит рынки в напряженное положение. Неожиданное нападение ХАМАС на Израиль 7 октября побудило трейдеров установить премию за риск в размере 3—4 долл. за баррель, когда рынки открылись. С тех пор цены стабилизировались, и на момент написания отчета фьючерсы на эталонную нефть марки Brent торговались на отметке около 87 долл. за баррель. Хотя прямого влияния на физическое предложение не было, аналитики агентства считают, что рынки будут оставаться в напряжении по мере развития кризиса.
Цены на нефть уже выросли почти до 98 долл. за баррель в середине сентября после того, как Саудовская Аравия и Россия продлили добровольное сокращение добычи до конца года, а запасы сырой нефти и дистиллятов упали до исключительно низкого уровня. Растущие цены привлекли внимание рынка к перспективе того, что «более высокие процентные ставки в течение длительного времени» могут замедлить рост экономики и спроса. К началу октября фьючерсы на нефть марки Brent упали более чем на 12 долл. за баррель до 84 долл., поскольку опасения по поводу предложения уступили место ухудшающимся макроэкономическим показателям и признакам сокращения спроса в США до двадцатилетнего минимума.
Сокращение спроса еще сильнее ударило по развивающимся рынкам, поскольку валютные эффекты и отмена субсидий усилили рост цен на топливо. Тем не менее авторы отчета отмечают продолжение темпов роста в Китае, Индии и Бразилии, что подтверждает прогнозируемый МЭА рост мирового спроса на нефть в этом году на уровне около 2,3 млн баррелей в сутки, из которых на долю Китая приходится 77%. Аналитики агентства ожидают, что рост мирового спроса на нефть замедлится до 900 тыс. баррелей в сутки в 2024 г., поскольку восстановление после Covid иссякает, а экономический рост замедляется и повышение энергоэффективности оказывает давление на потребление нефти.
Рост мирового предложения в этом и следующем году на 1,5 млн и 1,7 млн баррелей в сутки соответственно — до новых максимумов — обеспечен производителями, не входящими в ОПЕК +. Что касается данного нефтяного картеля, то в этом году аналитики МЭА наблюдают сокращение поставок, хотя Иран находится на пути к тому, чтобы занять второе место в мире по величине источника роста после Соединенных Штатов. Ожидается, что добровольные сокращения сохранят дефицит на нефтяном рынке, поскольку ОПЕК+ может добывать на 1,3 млн баррелей нефти в сутки ниже прогнозируемого уровня добычи в IV квартале 2023 г. Эксперты агентства считают, что если в январе будут отменены дополнительные сокращения, баланс может сместиться в сторону профицита, это в какой-то мере поможет пополнить истощенные запасы. По наблюдениям, мировые запасы нефти в августе сократились на 63,9 млн баррелей, что привело к массовому сокращению запасов сырой нефти на 102,3 млн баррелей.
Авторы отчета констатируют, что рынки средних дистиллятов испытывают трудности в преддверии зимы в Северном полушарии. Спустя десять месяцев после вступления в силу эмбарго ЕС на российскую нефть европейские нефтеперерабатывающие предприятия все еще пытаются повысить темпы переработки и выпуск дизельного топлива. Потребуется устойчивый высокий импорт газойля, но строгие требования к качеству в зимний период ограничивают имеющиеся запасы. Может потребоваться еще одна мягкая зима, чтобы избежать дефицита, считают эксперты агентства.
Ближневосточный конфликт сопряжен с неопределенностью, и события развиваются быстрыми темпами. На фоне жесткой сбалансированности нефтяных рынков, ожидаемой МЭА в течение некоторого времени, международное сообщество будет по-прежнему уделять особое внимание рискам для нефтяных потоков региона. МЭА продолжит внимательно следить за рынком нефти и, как всегда, готово действовать в случае необходимости, чтобы обеспечить адекватное снабжение рынков, говорится в отчете агентства.