Таков общий вывод ученых Центра конъюнктурных исследований (ЦКИ) Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в информационно-аналитическом материале о деловом климате в сфере услуг в III квартале 2023 г. и ожиданиях на IV квартал.
В обзоре использованы результаты ежеквартальных конъюнктурных опросов Росстатом руководителей около 5 тыс. организаций, оказывающих различные виды платных услуг. Ученые ЦКИ поясняют, что данные опросы проводятся по сокращенному кругу сферы услуг — преимущественно в сегменте персональных услуг населению.
Оценка конъюнктуры
Основной композитный индикатор исследования — Индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) в сфере услуг — в III квартале 2023 г. составил +1%, сократившись по сравнению с предшествовавшим кварталом на 1 п.п.
Ретроспективный анализ динамики ИПУ за последние 11 лет позволяет утверждать авторам исследования, что выявленное значение ИПУ (+1%) — весьма удовлетворительный результат.
«Если анализировать значение ИПУ в III квартале предыдущих лет, а сфера услуг — весьма сезонная отрасль экономики, то текущее значение ИПУ практически лучшее для данного периода начиная с 2014 г.», — констатируют эксперты ЦКИ.
Они напоминают, что на динамику ИПУ и темпы роста сферы услуг в целом огромное влияние имеет потребительская модель поведения домашних хозяйств и уровень доходов населения.
Анализируя динамику показателя спроса, исходя из мнений респондентов, работающих в сфере услуг и в розничной торговле, ученые ЦКИ с уверенностью утверждают, что подавляющая часть населения России вышла из сберегательной модели поведения, сформировавшейся в начале 2022 г., и перешла в потребительскую модель. Так, баланс оценок респондентов из сервисного сектора экономики, указывающих на снижение спроса на услуги своих организаций по сравнению с долей респондентов, фиксирующих рост спроса, составлял в II квартале прошлого года –10%. Соответствующий показатель в III квартале 2023 г. составил +3%, перейдя в положительную зону. Данное заметное позитивное перестроение респондентских оценок спроса на свои услуги однозначно свидетельствует авторам анализа о росте доходов населения.
В подтверждение своего вывода они приводят данные Росстата о заметном росте в последнее время не только начисленных, но и реальных заработных плат — за июль 2023 г. указанные показатели выросли на 113,9 и 109,2% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
«Учитывая наблюдаемые и прогнозируемые позитивные тенденции в экономике, особенно по росту доходов и зарплат населения, в том числе социальных выплат для низкодоходного населения, можно предположить, что в IV квартале мы будем наблюдать продолжение роста предпринимательской уверенности в сфере услуг», — прогнозируют аналитики ЦКИ.
По мнению респондентов, существенных перемещений среди факторов, лимитирующих рост объемов услуг, в III квартале по сравнению с предыдущим не выявлено.
Антирейтинг отрицательных факторов по-прежнему с большим отрывом возглавляет «неопределенность экономической ситуации». Об этом сообщили 63% респондентов. Вместе с тем ученые отмечают, что негативное давление данного фактора на бизнес незначительно, но снижается четвертый квартал подряд.
На втором — четвертом местах по степени негативного давления на бизнес с большим отрывом от «неопределенности» разместились три традиционных лимитирующих фактора — «недостаточный спрос на указанный вид услуг», «высокий уровень налогообложения» и «недостаток финансовых средств». В III квартале об отрицательном давлении данных факторов сообщили 41, 43 и 41% респондентов соответственно.
Для сравнения эксперты ЦКИ отмечают, что, например, в относительно «тучном» для экономики и сферы услуг периоде — 2013 г. — о поквартальном давлении данных негативных факторов сообщали в среднем 34—37% респондентов. Во время коронакризисной атаки в 2020 г. о подобном давлении сообщали уже более половины участников опросов. При этом в III квартале текущего года по сравнению с III кварталом 2022-го давление данных факторов снизилось.
Единственным лимитирующим фактором, который устойчиво транслирует, хотя и незначительное, но ухудшение, является «недостаток квалифицированного персонала». По сравнению с III кварталом 2022 г. его давление возросло на 6 п.п., составив 32%.
Несмотря на регулярные упоминания в СМИ и в выступлениях многих экспертов о высокой стоимости кредитов для развития бизнеса, лишь 21% из участников опроса поддержали эту точку зрения как лимитирующую объемы предоставляемых услуг. Правда, ученые ЦКИ отмечают, что виды деятельности, входящие в обследование сферы услуг, не являются капиталоемкими (кроме транспорта и частично туризма с гостиницами) и не требуют крупных затрат на обновление основных фондов и новое строительство.
Крайне позитивные выявлены мнения участников опроса о «коррупции органов власти».
«Вполне допустимо, что руководители организаций сферы услуг, участвующие в опросах, просто считают внешнюю коррупцию не лимитирующим фактором, а обычными производственными издержками от основной деятельности и закладывают соответствующие расходы в себестоимость конечной продукции, перенося их на конечного потребителя — население», — полагают авторы исследования.
ИПУ по отраслям
Безусловным лидером по значению ИПУ в III квартале среди 14 наблюдаемых в данном исследовании подвидов сферы услуг стали «санаторно-курортные» услуги (+14%).
Несколько поодаль, но также с высокими значениями ИПУ (выше, чем в среднем по выборке), расположились гостиничные и стоматологические услуги, а также страхование и ремонт автотранспорта. Причем респонденты из санаторно-курортных и гостиничных услуг значительно чаще сообщали и о росте своей финансовой составляющей (прибыль) и численности занятых в своих организациях в III квартале. Правда, аналитики ЦКИ данные позитивные результаты частично объясняют пиковым сезоном для этих видов деятельности, а также указывают, что рост прибыли в этих сферах имеет высокую корреляцию с интенсивным ростом цен, а увеличение численности в период пиковой нагрузки происходит за счет временного найма сезонных работников.
«Как показывает ретроспективный анализ итогов предыдущих опросов, указанные виды услуг наверняка достаточно заметно снизят свою деловую активность в IV квартале, вплоть до новогодних праздников», — констатируют ученые.
Самый заметный позитивный тренд по росту ИПУ за последние три квартала они отмечают в сегменте ремонта автотранспорта. Если в конце прошлого года ИПУ в этом виде деятельности был худшим среди всех наблюдаемых услуг (–24%), то сегодня его значение переместилось во второй лидирующий ряд (+4%). По предположению экспертов ЦКИ, сокращение производства автомобилей и рост цен на них вынуждают автолюбителей зачастую продлевать жизнь старым автомобилям за счет их ремонта.
Хорошие позиции в рейтинге у стоматологических услуг — они всегда входила в ТОП-3 рейтингового значения ИПУ, априори оставаясь востребованными и во время спада экономики, и во время экономического бума.
Авторы анализа отдельно отмечают деятельность ломбардов, так как этот подвид сферы услуг имеет очень высокую обратную корреляцию с динамикой реальных располагаемых денежных доходов населения по принципу «чем хуже, тем лучше» и наоборот.
Итоги последнего опроса показали, что из 14 наблюдаемых видов деятельности сферы услуг лишь три вида показали отрицательное значение ИПУ. Традиционный антилидер последних трех кварталов — «ремонт бытовых изделий» (в III квартале ИПУ составил –10%, что заметно хуже, чем в среднем по выборке). Учитывая, что сегодня на рынок активно выходит китайская бытовая техника, людям более выгодно покупать именно эту продукцию, а не ремонтировать западную, полагают аналитики ЦКИ.
Также они отмечают, что с ковидного периода в отрицательной зоне сохраняется ИПУ в услугах по предоставлению отдыха и развлечений.
Отрицательное значение ИПУ в III квартале показали и риэлтерские услуги (–3%).
В заключение авторы анализа с уверенностью констатировали, что, согласно результатам последних двух опросов руководителей организаций сферы услуг, сервисный сегмент экономики находится в фазе уверенного восстановительного роста.
«Учитывая, что, по данным Росстата, в настоящее время растут и реальные доходы населения, и их реальные заработные платы, которые в основном определяют интенсивность экономического роста сферы услуг, за счет улучшения платежеспособности домашних хозяйств, можно прогнозировать, что сфера услуг закончит 2023 г. в зоне положительных значений», — подытоживают ученые ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ.
Они отмечают, что результаты опроса практически напрямую подтверждаются данными Росстата: общий объем платных услуг населению в январе — августе текущего года составил 104,2% в годовом измерении.
ИПУ в различных видах услуг в III квартале 2023 г., %
Виды услуг |
Значение |
В целом |
1 |
Санаторно-курортные услуги |
14 |
Страхование |
4 |
Туристические услуги |
2 |
Грузовые перевозки |
1 |
Услуги связи |
1 |
Пассажирский транспорт |
1 |
Риэлтерские услуги |
–3 |
Стоматологическая практика |
4 |
Услуги ломбардов |
0 |
Прочие персональные услуги |
–4 |
Деятельность в области культуры, спорта и развлечений |
–6 |
Ремонт предметов личного потребления |
–10 |
Рекламные услуги |
0 |
Техобслуживание и ремонт автотранспорта |
4 |
Источник: ЦКИ ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным Росстата