Как подготовить бизнес к продаже: советы международного эксперта экономики и финансов

| статьи | печать

Продажа бизнеса — сложный и ответственный процесс, требующий тщательной подготовки и выполнения определенных стратегий. Как эффективно подготовить бизнес к продаже и достичь наилучших результатов, рассказывает Анастасия Антонова, международный эксперт по экономике и финансам.

Продажа и подготовка бизнеса к продаже — не самый простой процесс. Если сейчас говорить о среднестатистических историях, то на практике сложно встретить хоть один успешный бизнес, который решили продать. Обычно такие покупки больше напоминают приобретение каких-то активов в дисконте. Как правило, истинная продажа бизнеса — получить хоть какие-то деньги, но редко кто признается в этом.

Обычно у продавцов в ход идут рассказы об активах и усталость от невероятного богатства. В таком случае, чтобы хоть как-то выиграть от продажи, лучше быть максимально честным, тогда будет проще не потерять то, что у вас осталось. Конечно, можно что-то улучшить в уже существующем бизнесе, но это вложения, которых у продавца обычно нет. Поэтому лучше смотреть на мир реалистично и говорить правду.

Какие факторы следует учитывать при подготовке бизнеса к продаже

Если у вас нет достаточного бюджета, чтобы нанять эксперта, или вы хотите предварительно самостоятельно оценить шансы на продажу, то можно выделить три основных фактора, которые стоит проверить и собственными глазами увидеть всю картину целиком.

ФАКТОР № 1 — Финансовая устойчивость

Проанализируйте, присутствуют ли риски потери финансовой устойчивости и может ли это оказать влияние на исполнение организацией своих обязательств. Достаточно или недостаточно надежных и стабильных источников финансирования, возможен ли рост зависимости от кредиторов в будущем. А также отследите динамику, когда ситуация значительно не улучшилась по сравнению с прошлым периодом.

Что нужно проверить:

  • Какой коэффициент финансовой устойчивости.

Данный коэффициент показывает, насколько активы организации обеспечены надежными (собственными) и устойчивыми (долгосрочными) источниками. Рассчитать его можно по этой формуле:

[1300] + [1410] + [1450] / [1700]

Коды бухгалтерской отчетности:

1300 — капитал и резервы

1410 — долгосрочные заемные средства

1450 — прочие долгосрочные обязательства

1700 — баланс

  • Зависимость от кредиторов. Проанализируйте, существует ли риск потери самостоятельности и какой коэффициент автономии в организации.

Коэффициент автономии показывает, насколько активы организации обеспечены надежными (собственными) и устойчивыми (долгосрочными) источниками. Выяснить это можно благодаря этой формуле:

[1300] / [1600]

Коды бухгалтерской отчетности:

1300 — капитал и резервы

1600 — актив

  • Обеспеченность собственными средствами. Нужно понять, насколько организация финансово устойчива или не имеет достаточно средств для обеспечения текущей деятельности. А также нужно выяснить, какой существует риск потери платежеспособности.

Рассчитав коэффициент обеспеченности собственными средствами, можно точно удостовериться, насколько организация способна обеспечивать текущую деятельность за счет собственных средств:

[1300] – [1150] – [1170] / [1210] + [1250] + [1230]

Коды бухгалтерской отчетности:

1300 — капитал и резервы

1150 — основные средства

1170 — финансовые вложения

1210 — запасы

1250 — денежные средства и денежные эквиваленты

1230 — дебиторская задолженность

  • Зависимость от дебиторов. Важно определить, какую долю в структуре активов имеет дебиторская задолженность. Ведет ли организация эффективную работу по ее взысканию. Кроме того, необходимо понять отношение дебиторской задолженности к активам.

Отношение дебиторской задолженности к активам показывает долю дебиторской задолженности в совокупных активах:

[1230] / [1600]

Коды бухгалтерской отчетности:

1230 — дебиторская задолженность

1600 — актив

  • Доля заемного капитала. Нужно понять, какое финансовое положение организации наблюдается и есть ли признаки неэффективности работы. Для этого нужно вычислить коэффициент соотношения заемного и собственного капитала.

Коэффициент соотношения заемного и собственного капитала показывает, сколько заемных средств приходится на единицу собственного капитала:

[1410] + [1510] / [1300]

Коды бухгалтерской отчетности:

1410 — долгосрочные заемные средства

1510 — краткосрочные заемные обязательства

1300 — капитал и резервы

ФАКТОР № 2 — Платежеспособность

Оцените, насколько организация платежеспособна и может ли выполнять свои обязательства перед контрагентами. Кроме того, важно про­анализировать наблюдаются ли риски потери платежеспособности в будущем.

Что нужно проверить:

  • Абсолютная ликвидность. Выясните, наблюдаются ли задержки в использовании высоколиквидных активов. Насколько организация платежеспособна, появились ли задержки в использовании высоколиквидных активов.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какую долю текущих обязательств организация в состоянии погасить немедленно. Рассчитать его можно по формуле:

[1250] / [1510] + [1520] + [1550]

Коды бухгалтерской отчетности:

1250 — денежные средства и денежные эквиваленты

1510 — краткосрочные заемные обязательства

1520 — краткосрочная кредиторская задолженность

1550 — прочие краткосрочные обязательства

  • Текущая ликвидность. Изучите, достаточно ли оборотных средств для своевременного погашения текущих обязательств. Иными словами, какая существует вероятность финансового риска.

После рассчета коэффициент текущей ликвидности сразу станет наглядно понятно, какую долю текущих обязательств покроют имеющиеся у организации средства:

[1210] + [1230] + [1250] / [1510] + [1520] + [1550]

Коды бухгалтерской отчетности:

1210 — запасы

1230 — дебиторская задолженность

1250 — денежные средства и денежные эквиваленты

1510 — краткосрочные заемные обязательства

1520 — краткосрочная кредиторская задолженность

1550 — прочие краткосрочные обязательства

  • Обеспеченность активами. Проанализируйте, достаточно ли у компании активов для погашения обязательств.

Коэффициент обеспеченности обязательств активами показывает, способна ли организация при необходимости покрыть все обязательства перед кредиторами после продажи активов. Для этого потребуется нижеприведенная формула:

[1600] / [1520] + [1510] + [1550] + [1410] + [1450]

Коды бухгалтерской отчетности:

2400 — чистая прибыль (убыток)

1600 — актив

  • Платежеспособность по текущим обязательствам.

Расчет степени платежеспособности по текущим обязательствам показывает период, за который организация способна погасить текущие обязательства за счет выручки:

[1510] + [1520] + [1550] / [2110] / 12

Коды бухгалтерской отчетности:

1510 — краткосрочные заемные обязательства

1520 — краткосрочная кредиторская задолженность

1550 — прочие краткосрочные обязательства

2110 — выручка

  • Вероятность утраты платежеспособности. Проанализируйте итоги отчетного периода, наблюдаются ли тенденции к потере платежеспособности.

Рассчитайте по нижеприведенной формуле коэффициент утраты платежеспособности, который покажет вероятность ухудшения текущей ликвидности в течение трех месяцев от отчетной даты:

Ктлn + 3 × (Ктлn – Ктл (n – 1)) / 2

Ктлn — расчетное значение показателя текущей ликвидности в отчетном периоде

Ктл (n-1) — расчетное значение показателя текущей ликвидности в предшествующем отчетному периоде

ФАКТОР № 3 — Эффективность

Оцените деятельность организации, прибыльность и насколько рентабельность соответствует среднеотраслевым показателям. А также проверьте, проводится ли работа с кредиторской и дебиторской задолженностью.

Что нужно проверить:

  • Рентабельность по чистой прибыли. Иными словами, нужно выяснить, какая эффективность работы в среднем по отрасли.

Рентабельность по чистой прибыли показывает эффективность деятельности организации (сколько чистой прибыли приходится на рубль выручки). Рассчитать ее просто, достаточно воспользоваться формулой:

[2400] × 100% / [2110]

Коды бухгалтерской отчетности:

2400 — чистая прибыль (убыток)

2110 — выручка

  • Эффективность вложений. Посчитайте, насколько окупаются вложения и насколько эффективно их использование. Расчет рентабельности затрат нужно сделать в разрезе среднеотраслевых показателей.

Рентабельность затрат показывает эффективность вложений (сколько организация получает прибыли с каждой единицы затрат):

[2400] × 100% / [2120]

Коды бухгалтерской отчетности:

2400 — чистая прибыль (убыток)

2120 — себестоимость продаж

  • Отдача от использования активов. Проанализируйте, какова на сегодняшний день эффективность использования активов, сравните со среднеотраслевыми показателями.

Расчет рентабельности активов по формуле показывает эффективность использования активов (сколько компания получает прибыли с каждой единицы активов):

[2400] × 100% / ( [1600] начало года + [1600] конец года) / 2

  • Рентабельность собственного капитала. Изучите эффективность использования капитала, а также посмотрите, какое место занимает ваша организация в среднем по отрасли.

Рассчитав рентабельность собственного капитала, можно увидеть, насколько эффективно использовался вложенный капитал:

[2400] × 100% / [1300]

Коды бухгалтерской отчетности:

2400 — чистая прибыль (убыток)

1300 – капитал и резервы

  • Оборачиваемость дебиторской задолженности. Проанализируйте, эффективна ли политика организации по возвращению задолженностей.

Расчет оборачиваемости дебиторской задолженности покажет, насколько быстро с организацией рассчитываются по дебиторской задолженности:

[2110] / ([1230] начало года + [1230] конец года) / 2

Коды бухгалтерской отчетности:

2110 — выручка

1230 — дебиторская задолженность

  • Оборачиваемость кредиторской задолженности. Изучите, настолько стабильна оборачиваемость кредиторской задолженности и возможен ли риск задержки платежей.

Оборачиваемость кредиторской задолженности показывает, насколько быстро компания погашает кредиторскую задолженность:

[2110] / ([1520] начало года + [1520] конец года) / 2

Коды бухгалтерской отчетности:

2110 — выручка

1520 — краткосрочная кредиторская задолженность

После анализа основных факторов изучите косвенные:

1. Банковские счета. Есть решения о приостановке операций по счетам налоговыми органами или нет.

2. Обеспечительные меры. Проверьте наличие обеспечительных мер на имущество.

3. Судебные дела. Проанализируйте производства, которые были возбуждены в отношении вашей компании, какие у вас были проблемы с контрагентами или государственными органами. Сколько дел, по которым организация проходила в качестве ответчика, и какова сумма исковых требований.

4. Налоги. Изучите информацию о налогах, сборах и задолженностях. Какова доля уплаченных налогов и сборов. Есть ли задолженность по налогам, непогашенные штрафы за налоговые правонарушения.

5. Проверьте надежность вашей компании на предмет признаков «однодневки». К ним относятся:

  • юридический адрес;

  • массовый руководитель;

  • массовый учредитель;

  • дисквалифицированные лица;

  • недостоверность управляющего органа и т.д.

6. Какова история и деловая репутация вашей организации, есть ли у вас действующий сайт и насколько информация его содержания актуальна.

Как оценить стоимость бизнеса перед началом процесса продажи

Чтобы определить точную стоимость бизнеса, можно прибегнуть к самому простому способу — помощи специалиста, который учтет основные факторы и даст свою рекомендацию, но можно и самостоятельно произвести оценку. Например, наиболее распространенный метод — умножить среднемесячную чистую прибыль на 12 и прибавить к получившейся сумме стоимость материальных активов. Однако этот метод дает лишь общую оценку стоимости бизнеса на рынке без учета его специфических особенностей.

Кроме того, есть и другие методы оценки стоимости бизнеса. Так, можно прибегнуть к сравнительному методу (рассчитывается средняя стоимость бизнесов, схожих с вашим) или затратному методу (определяется, сколько денег потребуется для открытия аналогичного бизнеса, с добавлением надбавки за готовый бизнес).

Однако, как показывает практика, самая эффективная тактика при продаже бизнеса заключается в установлении наиболее подходящей цены с учетом рынка и наблюдением за количеством предложений на покупку. В случае небольшого интереса к лоту со стороны покупателей можно снижать цену. Помните: чем ниже цена, тем выше шансы на быструю и успешную продажу бизнеса.

Какие стратегические и операционные изменения следует внести в бизнес перед продажей

Перед продажей, конечно, сложно что-то приукрасить или изменить. Единственное на что имеет смысл обратить внимание — если в организации несколько собственников. Соответственно, нужно провести необходимые юридические мероприятия по урегулированию этого вопроса согласно Уставу организации.

Какой период считается благоприятным для проведения сделки

Самый благоприятный период для проведения сделки — когда вы сами готовы к продаже. Если в ходе подготовки к продаже вы нашли в своей компании определенные недочеты, то либо исправляете их, либо честно говорите покупателю, какие у вашей организации проблемы, соответственно, это повлияет и на цену.

Как привлечь потенциальных покупателей

Как показывает практика, возможно, у кого-то по-другому, но проще и быстрее — продавать конкурентам. Выходите на переговоры и предлагайте слияние, поглощение или просите помощи. Конкуренты — это те люди, у которых в первую очередь есть интерес к вашему бизнесу, вам лишь остается найти, что может их заинтересовать. Например, у вас есть поставщик на эксклюзивных условиях, но не хватает средств, чтобы с ним работать или заключен какой-то выгодный контракт. Поверьте, у вас с вашим оппонентом всегда найдется общая тема для разговора.

Кроме того, сейчас масса площадок для электронной торговли, начиная от российского «Авито» и заканчивая китайским Taobao. Но все, что нужно, всегда находится рядом, поэтому идите к тому, кто ближе, так вы значительно меньше потеряете. Главное — не бойтесь признаться конкуренту в том, что у вас что-то не получилось. Неудача в бизнесе может настигнуть любого, и здесь нечего стесняться.

Какие документы и отчеты необходимо предоставить потенциальным покупателям

Четкого регламента, какие именно документы нужно предоставить покупателю, нет, но обычно это:

  • бухгалтерский баланс (здесь есть нюанс: если вы продаете бизнес финансово грамотным гражданам, то они понимают, что нет ничего проще, чем скорректировать бухгалтерский баланс, поэтому у вас, скорее всего, попросят управленческий баланс);

  • отчет о движении денежных средств;

  • отчет о финансовых результатах.

Кроме того, у вас попросят посмотреть 1С и реально заключенные контракты с контрагентами.

Что необходимо учесть при заключении сделки и какие существуют риски

Поскольку речь идет об отчуждении полного комплекса хозяйственной деятельности, а не отдельных предметов имущества предприятия, то мы понимаем, что это готовая продукция и товары, сырье, материалы, инвентарь, оборудование, сооружения, земельные участки, долги и право требования, исключительные права и т.д.

Поэтому прежде всего необходимо выбрать способ продажи доли в уставном капитале — это будет продажа предприятия или отчуждение, заключение договора купли продажи. Второй вариант встречается чаще, так как он проще и регулируется двумя федеральными законами:

  • «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ФЗ от 08.02.98 № 14-ФЗ);

  • «Об акционерных обществах» (ФЗ от 26.12.95 № 208-ФЗ).

Заключение сделки купли-продажи доли в уставном капитале подлежит нотариальному удостоверению, также нотариус может сразу уведомить и ФНС России.

Важно отметить:

  • Обратите внимание на действующие ограничения и регламент работы с куплей-продажей долей в компаниях участников из недружественных стран.

  • Не забудьте о налогообложении как физического, так и юридического лица (в случае продажи долей или акций).

Что касается рисков, то у продавца он всего один — не продать свой бизнес ввиду завышенных ожиданий и требований. В остальном, при грамотно оформленных документах, он ничем не рискует.

В заключение хочется отметить, что подготовка бизнеса к продаже — сложный процесс, требующий времени, усилий, честности и профессионального подхода. Следуя советам международного эксперта в области экономики и финансов, можно повысить шансы на успешную и выгодную продажу своего бизнеса.