Вводятся новые штрафы за навязывание потребителям доп. услуг и товаров

| статьи | печать

30 октября вступят в силу поправки1 в ст. 14.8 КоАП РФ, уточняющие ответственность за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Закон также вводит ответственность за необоснованный отказ либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке требований потребителя, связанных с нарушением его прав. Однако неоднозначность понятия «навязывание дополнительных услуг», скорее всего, приведет к сложностям в правоприменении. «ЭЖ-Юрист» попросил экспертов оценить нововведения.


1 Федеральный закон от 19.10.2023 № 505-ФЗ «О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Комментарий эксперта

Закон вводит ответственность за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения в установленном законом порядке таких требований. Данное нарушение влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 15 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Безусловно, эти изменения следует оценивать позитивно, так как ситуации, при которых исполнители и продавцы предлагают обязательные товары и услуги, которые по своей природе носят дополнительный характер и не всегда связаны с приобретаемым товаром и/или услугой, повсеместны. Зачастую такое навязывание и понуждение встречается в сфере кредитования в виде дополнительных страховок. Аналогичные ситуации встречаются при покупке автомобилей: покупателям навязывается приобретение дополнительных автомобильных аксессуаров и услуг, например, юридических или страховых.

Введение штрафа за необоснованный отказ или уклонение от рассмотрения требований потребителя, связанных с нарушением его прав, также своевременно. Его появление может привести к более осознанному поведению коммерсантов и увеличению количества споров, урегулированных досудебным путем. Такой вывод обуславливается довольно большим размером административного штрафа для юридических лиц, назначения которого последние будут пытаться избежать.

Остается вопрос, что именно будет расцениваться правоприменителем как навязывание услуг, так как легального определения в законе пока что нет. При этом часть доп. услуг предлагается потребителям в качестве условий, выполнение которых позволит им получить, например, скидку на товар или услугу. Судебная практика по этому вопросу уже сформировалась в пользу продавцов и исполнителей. Суды не признают такие условия навязыванием дополнительных услуг, ведь потребитель имеет возможность отказаться от них, при этом получив товар или услугу по полной стоимости. Полагаем, что после вступления в силу изменений в КоАП РФ суды сформируют свою позицию относительно применения новых штрафов и, возможно, закрепят свой подход к трактовке понятия «навязанных услуг».

Комментарий эксперта

Навязывание товаров, работ или услуг, которые являются дополнительными к основному предмету договора и требуют от потребителя совершения дополнительных платежей, влечет увеличение цены договора, происходящее вне первоначальной воли потребителя. С точки зрения защиты прав потребителей такое навязывание является нарушением прав потребителей на их свободный выбор, а понесенные в связи с этим убытки подлежат возмещению продавцом (исполнителем) в полном объеме. Введение административной ответственности за эти нарушения призвано защитить граждан от недобросовестных продавцов и лиц, оказывающих услуги потребителям.

Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, любой автовладелец сталкивался с тем, что покупка автомобиля в автосалоне в приглянувшейся комплектации является практически нереальной без приобретения «допов», что значительно увеличивает стоимость автомобиля.

На самом деле такие действия продавцов и раньше не допускались Законом о защите прав потребителей, который прямо указывает, что навязывать товары, работы или услуги дополнительно к основному приобретению запрещено. При этом и сейчас в ст. 17 Закона о защите прав потребителей предусмотрены способы защиты прав потребителей в подобных ситуациях. Так, например, потребитель может обратиться к исполнителю с претензией, в которой выразит отказ от услуги, согласия на которую он не давал, и потребовать возврата денежных средств за такую услугу. В случае отказа в удовлетворении требований или игнорирования законных требований, указанных в претензии, потребитель имеет право на судебную защиту своих законных прав и интересов.

Безусловно, любые законодательные изменения, призванные защитить потребителя, необходимо приветствовать, однако привлечение к ответственности за нарушение прав и интересов потребителя зачастую не приводит к восстановлению нарушенных прав потребителя, да и само привлечение виновных лиц бывает сложно из-за несовершенства норм законодательства о защите прав потребителей.

Практика покажет, будет ли данная статья востребована и приведет ли это к сокращению случаев навязывания потребителю дополнительных товаров, работ или услуг.

Комментарий эксперта

Закон вводит в КоАП РФ два новых состава административных правонарушений — навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату (ч. 2.1 ст. 14.8 КоАП РФ) и необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя, связанных с нарушением его прав, либо уклонение от рассмотрения таких требований (ч. 4.1 ст. 14.8 КоАП РФ).

Как следует из закона, навязывание услуг распространяется не на все случаи предложения дополнительных услуг, а только те, в которых эти дополнительные услуги (товары, работы) обозначаются как обязательные, без которых невозможно приобрести основную услугу (товар, работу). Это важно учитывать для корректного определения ситуаций, в которых исполнитель (продавец) может быть привлечен к ответственности.

При этом отсутствие отдельного состава административного нарушения в виде навязывания услуг потребителям не мешало и ранее привлекать к административной ответственности за подобные действия. Навязывание могло быть квалифицировано по ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ (введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара) или по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ (включение в договор условий, ущемляющих права потребителя, установленные законодательством о защите прав потребителей).

В свою очередь, ответственность за отказ и уклонение от рассмотрения требований потребителя тоже не вносит принципиально нового в существующее регулирование. Ответственность (только гражданско-правовая) за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя закреплена в п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей и предполагает наложение штрафа в пользу потребителя на неудовлетворение его требований в добровольном порядке в случае удовлетворения его требований судом.

Введение же дополнительной меры ответственности, бесспорно, еще больше защитит потребителя от возможных нарушений со стороны продавца. В то же время в связи с принятием закона нельзя исключать риск возникновения новых видов так называемого «потребительского экстремизма», при которых продавец будет нести административную ответственность за уклонение от рассмотрения незаконных требований потребителя, даже если к гражданско-правовой ответственности он привлечен не будет.

В целом принятие закона абсолютно не противоречит сложившейся концепции повышенных гарантий прав российского потребителя и направлено скорее на упорядочение уже существовавшей практики.

Комментарий эксперта

Как следует из пояснительной записки закон был разработан в целях обеспечения соблюдения, предотвращения и предупреждения нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг). Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с нарушением прав потребителей путем навязывания им продавцом или исполнителем дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату.

Несмотря на то, что в Законе о защите прав потребителей нет такого определения, как «навязывание потребителю услуг», Закон в ст. 16 относит к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, обусловленность приобретения одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг), в том числе обязательное заключение иных договоров. При этом добровольное приобретение потребителем дополнительных услуг не является незаконным.

Также к недопустимым условиям договора, ущемляющим права потребителя, и «навязанным потребителю», Закон о защите прав потребителей относит условия, которые ставят удовлетворение требований потребителей в отношении товаров (работ, услуг) с недостатками в зависимость от условий, не связанных с недостатками товаров (работ, услуг). А также условия, которые предусматривают выполнение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг) за плату без получения согласия потребителя и иные условия.

Включение новых административных составов в ст. 14.8 КоАП РФ позволит обеспечить надлежащую правовую охрану прав потребителей, а также будет способствовать предотвращению и предупреждению нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Кроме того, повысится эффективность профилактики необоснованных отказов либо уклонения от рассмотрения в установленном законом порядке продавцами или исполнителями требований потребителя, связанных с нарушением его прав.

Комментарий эксперта

Административные штрафы за навязывание потребителям дополнительных товаров/услуг стало ответной мерой на многолетнюю негативную практику, когда потребителя буквально принуждали заключить договор под условием, то есть, чтобы приобрести основной товар, работу или услугу он был вынужден соглашаться на покупку дополнительного и ненужного ему функционала.

В свое время российские суды активно рассматривали иски потребителей об оспаривании ущемляющих их права условий договора страхования, часть которых была принудительно включена в текст публичной оферты, вследствие чего потребители были вынуждены нести дополнительные финансовые расходы на ненужные им лишние страховые продукты. Споры остаются также и в отношении банковских продуктов - кредитных договоров. Но наиболее актуальной новая норма КоАП представляется сейчас в сфере автомобильного бизнеса.

В сам Закон о защите прав потребителей норма о запрете навязывания «обязательных» дополнительных товаров/услуг была введена еще в мае 2022 года (подп. 5 п. 2 ст. 16).

КоАП же до настоящего момента содержал в ст. 14.8 только общую формулировку о запрете включения в договор условий, ущемляющих права потребителя. Можно сказать, что с принятием этого Закона КоАП был актуализирован, приведен в соответствие с нормами о защите прав потребителей в части штрафных санкций за соответствующие нарушения прав потребителей.

Новым законом вводятся также штрафы за уклонение или отказ продавца от рассмотрения требований потребителя: от 15 до 30 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 до 300 тыс. руб.– для юридических лиц.

Законодатель рассчитывает, что высокие штрафные санкции позволят избежать ситуаций затягивания со стороны продавца процедуры возврата потребителю денег за товар, или безвозмездного устранения недостатков товара, а также предотвратить бездействие продавца.

Комментарий эксперта

Ранее КоАП РФ не содержал отдельного состава административного правонарушения, предусматривающего наказание за навязывание дополнительных товаров и услуг, а к таким деяниям применялись наказания (по ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ) за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, которые не несли предотвращающего и профилактического характера. Поэтому размер штрафа по новой ст. 2.1 КоАП РФ увеличен ровно в 2 раза.

Новый закон позволит обеспечить надлежащую административно-правовую охрану, соблюдение, предотвращение и предупреждение нарушений прав потребителей при заказе или приобретении ими определенных товаров (работ, услуг) без обязательных условий заказа или приобретения вместе с ними дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату, а также будет способствовать профилактике необоснованных отказов либо уклонения от рассмотрения в установленном законом порядке продавцами или исполнителями требований потребителя, связанных с нарушением его прав.

Принятие нового закона, позволит избежать ситуации когда потребители получают необоснованный отказ от продавца (исполнителя) от рассмотрения в установленном законом порядке требований, связанных с нарушением его права на возврат уплаченных средств за навязанные ему ненужные товары (услуги), либо же вовсе продавец (исполнитель) уклоняется от рассмотрения таких требований. Установление административной ответственности за эти деяния сможет ускорить принятие решений продавцами и позволит избежать намеренного затягивания возврата средств потребителю за товар (работу, услугу) (например, путем введения в заблуждение относительно наличия у потребителя права на их возврат), вынуждая его обращаться за защитой своего права в суд.

Комментарий эксперта

Закон дополняет ч.2.1 ст. 14.8 КоАП РФ положением об ответственности продавцов и исполнителей за навязывание потребителю дополнительных товаров (работ, услуг) за отдельную плату. Из этого следует, что под навязыванием необходимо понимать:

  • предложение потребителю до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг) приобрести дополнительные товары (работы, услуги);

  • предложение заключить иные договоры, приобретение или заключение которых обусловливается обязательностью при приобретении основных товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено законом;

  • включения в договор условий, которые обусловливают приобретение основных товаров (работ, услуг) обязательным приобретением дополнительных товаров (работ, услуг), в том числе предусматривают обязательное заключение иных договоров, если иное не предусмотрено законом.

Ответственность за указанные правонарушения устанавливается в виде штрафа для должностных лиц в размере от 2 тыс. руб. до 4 тыс. руб.; на юридических лиц – от 20 тыс. руб. до 40 тыс. руб.

Таким образом, комментируемый закон более четко определяет случаи навязывания потребителю товаров и услуг, и можно предположить, что это позволит привлекать недобросовестных продавцов и исполнителей к ответственности в большем количестве случаев. Сам закон можно оценить положительно, однако вводимые штрафы могут повлиять на некоторое увеличение стоимости отдельных товаров и услуг.

Комментарий эксперта

Катализатором для введения новых положений послужили многочисленные нарушения при продаже автомобилей, когда дополнительно навязываются страховки, программы помощи на дороге при ДТП, эвакуации, юридическая поддержки и т.д. В результате стоимость товара может увеличиться в диапазоне от 10 до 50% и отдельная ответственность не была предусмотрена. Это с одной стороны. С другой – диспозиция ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ отчасти покрывала такого рода ситуации и при выявлении факта навязывания товаров, работ или услуг, ответственность наступала именно по этой части статьи (см. постановление Арбитражного суда Московского округа от 12.05.2023 по делу № А40-74532/2022-146-566; постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.10.2022 по делу № А56-560/2022).

Однако следует обратить внимание на введенные формулировки, особенно в сравнении с текущими. Так, например, предельно ясна ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ: ответственности подлежат действия по включению в договор условий, ущемляющих права потребителей, в то время как новый п. 2.1 вводит ответственность за «навязывание» дополнительных товаров, работ или услуг именно до заключения договора о приобретении основных товаров (работ, услуг).

Это может серьезно поменять подход к продажам с включением в диспозицию статьи об административной ответственности такого неопределенного термина как «навязывание». Предложение приобрести дополнительный товар в обмен на скидку будет навязыванием или нет? Или простое предложение как рекомендация о том, что вместе с товаром вы можете приобрести тот или товар — это навязывание или же надлежащая работа продавца-консультанта?

Все-таки необходимо понимать, что применение неточных формулировок, особенно в части ответственности, нередко доходит до ситуаций, когда любые предложения в информационных целях (особенно когда их несколько и в отношении разных дополнительных товаров) могут рассматриваться как навязывание данных товаров, работ или услуг. Конечно, вопрос останется на разрешение нашей судебной практики, но вопрос прогнозируемости потенциальных судебных актов и судебной оценки тех или иных действий предпринимателя остается без ответа.