Андрей Торянников,
адвокат, управляющий партнер Московской коллегии адвокатов «TA lex»
Навязывание товаров, работ или услуг, которые являются дополнительными к основному предмету договора и требуют от потребителя совершения дополнительных платежей, влечет увеличение цены договора, происходящее вне первоначальной воли потребителя. С точки зрения защиты прав потребителей такое навязывание является нарушением прав потребителей на их свободный выбор, а понесенные в связи с этим убытки подлежат возмещению продавцом (исполнителем) в полном объеме. Введение административной ответственности за эти нарушения призвано защитить граждан от недобросовестных продавцов и лиц, оказывающих услуги потребителям.
Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, любой автовладелец сталкивался с тем, что покупка автомобиля в автосалоне в приглянувшейся комплектации является практически нереальной без приобретения «допов», что значительно увеличивает стоимость автомобиля.
На самом деле такие действия продавцов и раньше не допускались Законом о защите прав потребителей, который прямо указывает, что навязывать товары, работы или услуги дополнительно к основному приобретению запрещено. При этом и сейчас в ст. 17 Закона о защите прав потребителей предусмотрены способы защиты прав потребителей в подобных ситуациях. Так, например, потребитель может обратиться к исполнителю с претензией, в которой выразит отказ от услуги, согласия на которую он не давал, и потребовать возврата денежных средств за такую услугу. В случае отказа в удовлетворении требований или игнорирования законных требований, указанных в претензии, потребитель имеет право на судебную защиту своих законных прав и интересов.
Безусловно, любые законодательные изменения, призванные защитить потребителя, необходимо приветствовать, однако привлечение к ответственности за нарушение прав и интересов потребителя зачастую не приводит к восстановлению нарушенных прав потребителя, да и само привлечение виновных лиц бывает сложно из-за несовершенства норм законодательства о защите прав потребителей.
Практика покажет, будет ли данная статья востребована и приведет ли это к сокращению случаев навязывания потребителю дополнительных товаров, работ или услуг.