Тренд на повсеместную цифровизацию мы наблюдаем уже довольно давно. Прошедшее десятилетие продемонстрировало потенциал цифровых компаний как субъектов экономики, способных предлагать новые бизнес-модели, быстро масштабировать продукты, создавать синергетические эффекты от взаимодействия технологий и пользователей, менять правила игры не только в цифровой среде, но и в смежных офлайн-бизнес-сегментах.
Активное развитие ИТ-компаний, безусловно, требует инвестиций. Правительство РФ неоднократно озвучивало заинтересованность в стимулировании разработки и экспорта российского программного обеспечения (ПО), а также в привлечении высокотехнологических компаний в страну. Напомним, что для достижения поставленных целей 31 июля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 265-ФЗ, направленный на поддержку ИТ-отрасли. Так называемый налоговый маневр для ИТ-бизнеса предполагает существенное снижение ставок по налогу на прибыль и страховым взносам в отношении квалифицируемых видов деятельности для компаний, аккредитованных в Минцифры в качестве ИТ-компаний.
Изначальная версия пакета льгот, действовавшая с 2021 г., подразумевала применение 3% ставки по налогу на прибыль и 7,6% ставки по страховым взносам в отношении ИТ-компаний, соответствующих критериям:
-
аккредитация в Минцифры;
-
среднесписочная численность сотрудников не менее семи человек;
-
не менее 90% налогооблагаемых доходов получены от осуществления квалифицируемой деятельности.
К квалифицируемым видам деятельности был отнесен довольно узкий перечень активностей. Например, законом были исключены доходы от использования ПО и баз данных, монетизация которых заключается в возможности распространять рекламу в интернете (рекламная модель) или размещать предложения о сделках в интернете, осуществлять поиск информации о потенциальных поставщиках/покупателях, заключать сделки и т.д. (посредническая модель). По сути, льготы могли применяться в отношении отчуждения и лицензирования собственного ПО, контрактной разработки, адаптации и модификации, установки, сопровождения и тестирования ПО.
В 2022 г. был расширен скоуп применения налоговых льгот и видоизменен сам набор льгот для ИТ-компаний. Были предложены следующие изменения:
-
снижение ставки налога на прибыль с 3 до 0%;
-
исключение условия о минимальной среднесписочной численности;
-
снижение количественного критерия по доле ИТ-выручки с 90 до 70%;
-
существенное расширение перечня квалифицируемых видов деятельности.
В частности, с 2022 г. право применять налоговые льготы получили онлайн-кинотеатры, музыкальные сервисы, электронные образовательные и просветительские платформы, разработчики российских программно-аппаратных комплексов, а также компании, которые оказывают услуги с помощью собственного ПО/баз данных, включенных в реестр российского ПО, в том числе по рекламной и посреднической моделям.
Однако не обошлось без исключений. Так, законодатели предусмотрели запрет на применение налоговых льгот в рамках ИТ-маневра в отношении интернет-магазинов в сфере розничной торговли, агрегаторов такси, онлайн-сервисов доставки еды, IP-телефонии, сделок с недвижимым имуществом, банковских и финансовых услуг, услуг по осуществлению безналичных переводов, формирования средств идентификации, хранения данных в ЦОД, услуг по предоставлению возможности участия в процедуре госзакупок и участия в организованных торгах на товарном рынке.
На практике, еще с момента вступления в силу первого этапа ИТ-маневра, многие компании приняли решение о выделении ИТ-функции в отдельное юридическое лицо. При этом возникал вопрос о правомерности такого выделения в свете широко обсуждаемого в последнее время риска, связанного с дроблением бизнеса. Однако ФНС неоднократно выпускала разъяснения о том, что «реорганизация юридического лица, в результате которой создается отдельное юридическое лицо (разделение, выделение), осуществляющее деятельность в сфере информационных технологий, не может рассматриваться налоговыми органами как искажение фактов хозяйственной жизни в нарушение п. 1 ст. 54.1 НК РФ и квалифицироваться как применение схемы уклонения от налогообложения („дробление бизнеса“, необоснованное получение налоговых льгот и пр.)». Кроме того, ФНС отдельно отмечалось, что не имеет значения, в интересах каких лиц (внутри группы компаний, взаимозависимых и (или) аффилированных лиц, внешних пользователей и пр.) ИТ-компанией осуществляется деятельность в области информационных технологий. Такой довольно лояльный подход обоснован тем, что получение экономических выгод от применения налоговых льгот полностью соответствует цели введения правительством налогового маневра, которая заключается в поддержке ИТ-отрасли.
В то время был выбор, каким образом эффективнее выделять ИТ-функцию — путем реорганизации в форме выделения или же путем передачи функционала на вновь созданную/приобретенную компанию. При обновлении условий применения льгот законодатель разрешил этот вопрос, предусмотрев запрет на применение льгот компаниями, созданными в результате реорганизации (кроме преобразования) или реорганизованными в форме присоединения к ним другого юрлица либо выделения из его состава одного или нескольких юрлиц после 1 июля 2022 г.
Это не единственный вопрос, с которым компании столкнулись при выделении ИТ-функции в отдельное юридическое лицо. Несмотря на поддержку со стороны ФНС, экспертами отмечается, что нелишним будет определить основную бизнес-цель создания отдельной ИТ-компании в контуре группы, спрогнозировать потенциальные эффекты (с точки зрения бизнеса, привлекательности бренда работодателя, скорости разработки и т.д.), проанализировать сопутствующие риски. Кроме того, необходимо определить бизнес-модель ИТ компании — решить, будет она оказывать услуги либо лицензировать программное обеспечение / базы данных. Как у сервисной, так и у лицензионной модели есть свои плюсы и минусы, которые необходимо оценить налогоплательщикам применительно к их конкретной ситуации. После выбора бизнес-модели нужно определить состав услуг, обслуживаемых или лицензируемых продуктов. НК РФ предоставляет нам довольно широкий перечень льготируемых видов услуг и лицензий, однако на практике, из-за несоответствия терминов и определений, приведенных в ГК РФ и НК РФ, зачастую требуется привлечение юридической службы для корректной фиксации состава услуг и продуктов в документах.
Другая категория вопросов касается ценообразования. Опять же, учитывая имеющиеся вводные, принятые в группе политики и экономические обстоятельства, налогоплательщикам необходимо принять решение о применимой модели ценообразования. На практике используются различные модели, в том числе метод ценообразования «затраты плюс». Если ИТ-компания осуществляет транзакции внутри группы компаний, то есть в адрес взаимозависимых лиц, то необходимо проводить анализ вопросов, относящихся к трансфертному ценообразованию. Для этих целей, помимо прочего, полезно внедрить механизм контроля за составом расходов и уровнем прибыльности ИТ-компании. Это позволит оперативно убеждаться в том, что в состав расходов ИТ-компании не попадают затраты, не относящиеся к ИТ-деятельности.
Следующий блок задач касается разработки системы заказа работ (услуг) приемки результатов, контроля качества. Принимая то, что ИТ-функция выделяется в отдельное юридическое лицо, действующая система взаимоотношений с внутренним заказчиком может более не соответствовать процессам, выстраиваемым между ИТ-компанией и внешними заказчиками. Осуществление сделок между отдельными организациями также подразумевает, что стороны сделок будут способны подтвердить факт оказания услуг, что приводит к необходимости создания дополнительных инструментов, в которых не было необходимости ранее, до выделения ИТ-функции.
Создание отдельного юридического лица также требует разделения закупаемого оборудования, что может оказаться довольно простой задачей. С лицензиями и НМА дело обстоит иначе. Необходимо провести инвентаризацию того, что использует ИТ-компания в своей деятельности, включая ПО, облачные сервисы, место на серверах, НМА, внутренние корпоративные сервисы, и проработать механизм их распределения между компаниями группы.
Как было отмечено ранее, налоговыми льготами имеют право пользоваться те компании, которые получают более 70% доходов от ИТ-деятельности. Соответственно, налогоплательщикам необходимо разработать и внедрить контрольные процедуры, позволяющие оперативно отслеживать соответствие данному критерию и, при необходимости, эффективно управлять возникающими рисками.