Кабинет министров готовит новый национальный проект по поддержке малого и среднего предпринимательства. О том, какие меры поддержки бизнеса будут в него включены и почему пора менять подход, рассказал первый зампред Правительства Андрей Белоусов во время парламентских слушаний в Госдуме.
В начале своего выступления А. Белоусов напомнил, что в 2020 г. президент России Владимир Путин одним из ключевых показателей достижения национальных целей развития определил увеличение численности занятых в секторе МСП до 25 млн человек к 2030 г. На сегодняшний день этот показатель формально перевыполнен. В секторе малого и среднего бизнеса сейчас работают уже порядка 30 млн граждан.
Всего за три года количество занятых в секторе малого и среднего предпринимательства увеличилось на 7 млн человек. Основной прирост численности обеспечен увеличением количества самозанятых более чем на 6 млн человек, но из них активно работают только две трети.
Число индивидуальных предпринимателей за три года увеличилось почти на 500 тыс. Причем практически весь прирост произошел за последний год. Количество наемных работников в секторе выросло также на полмиллиона человек.
Что помогло прирастить численность занятых
Первый вице-премьер выделил восемь ключевых направлений господдержки, которые, по мнению властей, помогли добиться положительной динамики в непростых для бизнеса условиях.
Первое. В 2020 г. в качестве бессрочной меры в два раза были снижены ставки по страховым взносам — до 15%. В результате за три года предприниматели сэкономили более 1 трлн руб. По словам А. Белоусова, с финансовой точки зрения это самая эффективная мера, которая была реализована для малого бизнеса.
Второе. Были существенно увеличены как объемы, так и аудитория получателей финансовой поддержки от государства. Так, в сентябре 2021 г. был запущен механизм зонтичных поручительств Корпорации МСП.
Механизмом воспользовались около 40 тыс. предпринимателей. Порядка 80% из них — это представители микробизнеса, каждый третий из которых ранее не мог получить доступ к банковскому финансированию. Общая сумма прогарантированных зонтичными поручительствами кредитов составляет уже более 400 млрд руб.
Кроме того, в 2022 г. была донастроена программа льготного кредитования малого бизнеса, так называемая программа 1764. Это льготные кредиты в объеме до 2 млрд руб. на срок до пяти лет. Перечень возможных получателей таких кредитов очистили от отраслей, которые так или иначе связаны с крупным бизнесом. Исключили строительство, добычу полезных ископаемых и другие.
В результате охват получателей льготных кредитов кратно вырос. За три года программой воспользовались более 100 тыс. предпринимателей, которые заключили кредитные договоры на общую сумму более 3 трлн руб.
Всего с 2020 по 2022 г. по всем программам финансовой поддержки малого бизнеса помощь получили порядка 250 тыс. предпринимателей общим объемом почти 4,5 трлн руб. Это больше трети от общего кредитного портфеля МСП в стране, за вычетом торговли, строительства и операций с недвижимостью.
Третье направление — меры, направленные на снижение давления со стороны органов контрольно-надзорной деятельности. Так, была упрощена система взимания штрафов за административные правонарушения. Теперь за первое нарушение вместо штрафа — предупреждение. Для малых и микропредприятий штрафы снижены в два раза. А штрафы за выявленные в ходе одной проверки несколько нарушений теперь не суммируются.
По поручению президента до 2030 г. наложен запрет на плановые проверки для всего бизнеса, включая малый и средний. Сегодня количество проверок бизнеса существенно сократилось — в пять раз по сравнению с 2019 г.
Четвертое. Меры, направленные на улучшение взаимоотношений малого бизнеса с правоохранительными органами. По поручению президента с 2020 г. начала функционировать платформа по сбору обращений бизнеса по вопросам административного давления — «Забизнес.рф».
Всего на данный момент на платформу поступило более 3,5 тыс. обращений, все они рассмотрены и обработаны. При этом достигнут довольно большой процент положительных решений — более 15%.
Пятое. В условиях ковидных ограничений и действия санкций остро актуальной стала тема формирования спроса на продукцию и услуги малого бизнеса.
По поручению президента в июне 2021 г. был расширен доступ МСП к закупкам крупнейших компаний с государственным участием. В 2022 г. механизм полноценно заработал. Правительство в рамках этой меры увеличило квоту закупок госкомпаний у МСП — с 20 до 25%. В результате совокупный годовой объем приобретенных у МСП товаров и услуг в 2022 г. вырос на 80% по сравнению с 2020 г. — до 7 трлн руб.
Шестое. Развернута инфраструктура сервисной поддержки малых и средних предпринимателей на базе сети центров «Мой бизнес», которые оказывают представителям МСП широкий спектр бесплатных услуг, в том числе консультации по открытию и развитию бизнеса, проведение рекламных кампаний и аудита, подготовку бизнес-планов, подбор мер поддержки и другие.
Сегодня такие центры представлены в 84 регионах страны. Более 1 млн МСП уже воспользовались их услугами, общая себестоимость которых оценивается в 12 млрд руб.
Седьмое. Корпорацией МСП создано «одно окно» федеральных и региональных сервисов поддержки малого бизнеса на цифровой платформе «МСП.РФ». Сегодня в той или иной степени с платформой интегрированы все 89 регионов.
Восьмое направление. Создана система легализации и поддержки деятельности самозанятых. Сегодня их регистрация существенно упрощена и осуществляется в один клик — через цифровое приложение. Для самозанятых снижена ставка налога при работе с физлицами — до 4% от дохода. Также они освобождены от уплаты страховых взносов.
Условия работы бизнеса меняются
Говоря о планах на будущее, А. Белоусов отметил, что важно понимать, что условия работы в ближайшие годы — с 2025 по 2030 г. — будут существенно отличаться от нынешних. С одной стороны, в условиях санкций на малый бизнес объективно ложатся дополнительные системные функции, связанные с импортозамещением и обеспечением технологического суверенитета.
Сектор МСП становится активным участником производственно-технологической кооперации взамен выбывающих иностранных компаний и обеспечивает технологические решения и их «доводку» через сеть технологических стартапов. С другой стороны, малый бизнес, как и вся российская экономика, столкнулся с серьезной ограниченностью трудовых ресурсов. Будет усиливаться конкуренция.
По этой причине власти считают, что, во-первых, вопрос дальнейшего увеличения численности занятых в МСП отходит на второй план по сравнению с необходимостью повышения эффективности отдачи с каждого рабочего места и повышением производительности труда в компаниях МСП. К 2030 г. кабмин ставит задачу по увеличению выручки МСП на одного работника на 25% по сравнению с 2022 г.
Во-вторых, остро актуальной на этом горизонте остается задача по упрощению условий создания нового бизнеса, прежде всего для молодежи, выпускников колледжей и вузов. «Сегодня сектор МСП объективно молодеет. Необходимо создать условия для его привлекательности среди молодежи», — отметил первый вице-премьер.
Для измерения результатов здесь, по словам А. Белоусова, будет использоваться такой показатель, как коэффициент ежегодно созданных предприятий. На сегодняшний день их создается около 1 млн ежегодно, то есть чуть более 17% к среднегодовой численности всех МСП. Чиновники планируют внедрить этот индикатор и к 2030 г. поднять его значение почти до 20%.
В-третьих, крайне важным остается обеспечение устойчивости МСП. То есть увеличение срока жизни малого бизнеса. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни таких компаний — чуть больше девяти лет. Причем за первые два года существования больше половины компаний прекращают свою деятельность. Кабмин планирует увеличить ожидаемую продолжительность жизни МСП до 13 лет к 2030 г.
В-четвертых, власти будут стремиться к тому, чтобы сделать структуру МСП более диверсифицированной и отвечающей общим стратегическим задачам развития экономики в ближайшие годы, в том числе задачам экономического и технологического суверенитета. Сегодня более 36% компаний малого бизнеса занимаются торговлей. С учетом новых реалий должна существенно возрасти роль других видов деятельности, считают в российском правительстве.
Акцент руководство страны будет делать на участвующие в импортозамещении производственные МСП, малые технологические компании, а также МСП в туристической сфере.
Новые параметры господдержки
А. Белоусов обозначил восемь направлений, которые нацелены на решение поставленных задач и будут оформлены в новый национальный проект по поддержке малого и среднего предпринимательства:
1. Адаптация финансовых мер поддержки для начинающих предпринимателей. В планах властей — существенно расширить их доступ к перечню финансовых механизмов, таких как микрозаймы, гранты и зонтичные поручительства.
2. Расширение применения налоговых мер поддержки. Планируется распространить эксперимент по переходному налоговому режиму в сфере общественного питания на другие отрасли. Он освобождает малый бизнес с выручкой менее 2 млрд руб. от уплаты НДС и способствует обелению. Мера доказала свою эффективность, и теперь будет масштабирована.
Также планируется расширить географию применения автоматизированной упрощенной системы налогообложения. «Это специальный налоговый режим для микропредприятий, при котором отчетность почти полностью отменяется, а налоги рассчитываются автоматически. На сегодняшний день он применяется в четырех регионах — в Москве, Московской и Калужской областях, Республике Татарстан», — пояснил А. Белоусов.
Вместе с тем он рассказал о том, что в целях сокращения дисбаланса условий ведения бизнеса для индивидуальных предпринимателей и самозанятых руководство страны будет «сближать» эти режимы, в том числе в части регистрационных процедур, налоговых и неналоговых платежей, контрольно-надзорных требований, а также, что крайне важно, мер по формированию отчетности. Уже есть наработки в этом направлении.
3. Создание единой цифровой системы мер федеральной и региональной поддержки малого бизнеса путем объединения их на базе цифровой платформы «МСП.РФ». Ожидается, что к 2030 г. охват платформы увеличится кратно — с 560 тыс. пользователей до 2 млн.
4. Спикер считает необходимым реализовать колоссальный экспортный потенциал, заложенный в секторе МСП. Сегодня в стране порядка 65 тыс. МСП-экспортеров. Это чуть больше 1% от общего числа МСП.
5. Развитие инфраструктуры для предпринимателей, в том числе за счет увеличения количества технопарков. Сейчас в 39 регионах работают более 60 парков. К 2030 г. планируется запустить не менее 100 таких объектов. Наряду с этим планируется интегрировать малый бизнес в активно развивающуюся сегодня сеть промышленных парков.
6. Укрепление связи крупного и малого бизнеса. Для этого совместно с Российским союзом промышленников и предпринимателей уже ведется работа по внедрению в крупных компаниях так называемого корпоративного стандарта по взаимодействию с малым бизнесом.
7. Стимулирование инвестиционной деятельности малого бизнеса, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Для этого планируется сориентировать программу льготного кредитования 1764 на инвестиционное кредитование приоритетных отраслей.
8. Отдельно А. Белоусов выделил такое направление, как поддержка малого бизнеса на новых территориях страны и встраивание их в общую федеральную систему. Для предпринимателей в новых регионах уже доступны программа льготного кредитования под поручительства Корпорации МСП, программа льготного лизинга. Открываются центры «Мой бизнес», гарантийные и микрофинансовые организации. Эта работа будет продолжена.
Доходы субъектов МСП, трлн руб. (таблица 1)
Год |
Значение |
2019 |
80,4 |
2020 |
85,1 |
2021 |
104,3 |
2022 |
119,9 |
Численность занятых в сфере МСП, млн человек (таблица 2)
Год |
Значение |
2019 |
22,7 |
2020 |
22,95 |
2021 |
22,54 |
2022 |
28,17 |
Объем налогов и страховых взносов, уплаченных МСП, млрд руб. (таблица 3)
Год |
Значение |
2019 |
5241 |
2020 |
5376,5 |
2021 |
6403,7 |
2022 |
7260,4 |
Источник: Минэкономразвития
К сведению
Крупнейшие заказчики закупили у МСП-поставщиков товаров и услуг на рекордную сумму
Объем закупок крупнейших заказчиков у МСП-поставщиков в рамках 223-ФЗ по итогам трех кварталов 2023 г. достиг рекордных значений по сравнению с аналогичным периодом прошлых лет с момента появления квоты и составил 3,84 трлн руб. Одновременно доля закупок у малого и среднего бизнеса в общем объеме закупок крупнейших заказчиков превысила 50%. Всего за девять месяцев свыше 10 тыс. крупнейших заказчиков заключили договоры с 154,1 тыс. МСП-поставщиками.
По итогам трех кварталов 2023 г. крупнейшими заказчиками — лидерами по объему закупок у малого и среднего бизнеса в рамках 223-ФЗ стали РЖД, «Аэрофлот», «Россети», «РЖДстрой» и «Россети Ленэнерго».
По словам генерального директора Корпорации МСП Александра Исаевича, самые большие объемы закупок у МСП-поставщиков среди регионов продемонстрировали Московская область (180,27 млрд руб.), Свердловская область (140,95 млрд), Республика Татарстан (77,51 млрд). Возглавили этот список Москва (1,004 трлн) и Санкт-Петербург (372,71 млрд руб.).
Еще одно наблюдение главы корпорации, на которое он обратил внимание, — по сравнению с тремя кварталами 2022 г. за девять месяцев этого года изменилась структура закупок. К примеру, произошел значительный прирост объемов договоров на закупку транспортных средств и оборудования (в три раза); рыбы и иной продукции рыболовства и рыбоводства, а также услуг в этих сферах (в 2,8 раза); производство фильмов и телепрограмм, звукозапись и издание музыкальных записей (в 2,3 раза), услуги в области обязательного соцобеспечения (в 2,3 раза) и услуги по аренде и лизингу (в 2,2 раза).
Напомним, что в настоящее время компании с госучастием обязаны совершать в течение года у малого и среднего бизнеса не менее 25% закупок от общего объема, включая 20% закупок, участие в которых принимают только МСП.