Налоговая система является важным регулятором экономики. В свою очередь, налоговая политика является производной от бюджетной политики государства. В условиях сегодняшних реалий необходим стратегический подход к настройке налоговой политики. Как при этом соблюсти интересы государства и в то же время не навредить бизнесу, разбирали на круглых столах и на пленарном заседании XIX Всероссийского налогового форума. В форуме принял участие Сергей Николаевич Катырин, Президент Торгово-промышленной палаты РФ. Мы попросили его ответить на актуальные и важные вопросы в этой сфере.
«ЭЖ»: С какими изменениями и коррективами, внесенными в Налоговый кодекс, столкнулся бизнес в 2023 г.? На Ваш взгляд, эти тренды помогут достигнуть баланса в отношениях между бизнесом и государством?
С.Н.: Отмечу, что в 2023 г. российское налоговое законодательство претерпело ряд существенных изменений, в большей степени направленных на сохранение стабильности финансовой системы страны и на упрощение администрирования налогов.
Напомню, что для всех налогоплательщиков был установлен новый способ учета начисленных и уплаченных налогов, взносов, сборов — единый налоговый счет (ЕНС). Не скрою, что многие предприниматели, как бы помягче сказать, были неприятно удивлены наличием на едином счете значительных сумм ошибочных недоимок. Но Федеральной налоговой службой была проделана большая работа. Все проблемные вопросы были сняты. Насколько мне известно, сейчас жалоб по данному вопросу практически нет. При этом нужно отдать должное: это нововведение позволит упростить налоговое администрирование.
В текущем году были введены и другие позитивные изменения: заработала автоматизированная система налогообложения (АУСН), которая позволит микропредприятиям отказаться от администрирования своих налогов; уведомления по НДФЛ можно подавать дважды в месяц, а не после каждой выплаты; индивидуальные предприниматели могут направлять уведомления об исчисленных налогах в электронном формате через личный кабинет налогоплательщика; от НДС освободили туроператоров и застройщиков и т.д.
Вместе с тем считаем, что сегодня нужно обсудить ряд важных для экономики и бизнеса текущих вопросов.
«ЭЖ»: Совет Федерации рекомендовал ФНС России подготовить предложения, направленные на пресечение использования налогоплательщиками схем «дробления бизнеса». А ТПП РФ ведет работу по этому вопросу?
С.Н.: Все более актуальной для российского предпринимательского сообщества становится проблема «дробления бизнеса». Одним из приоритетных направлений законодательной деятельности в ближайшее время должно стать, на наш взгляд, формирование единых критериев, указывающих на применение налогоплательщиком схемы дробления бизнеса, и единого стандарта доказывания — это позволит и бизнесу, и государству понимать «правила игры».
ТПП РФ ведет активную работу по совершенствованию этой проблематики. Еще летом 2023 г. мы провели масштабный опрос представителей бизнеса по вопросам дробления бизнеса. В нем приняли участие 469 компаний из 21 региона России, относящихся ко всем категориям бизнеса, от «крупного» до «микро-бизнеса», и ведущих деятельность в различных областях: торговля, производство, строительство, перевозки, сельское хозяйство и др.
Статистика ответов респондентов свидетельствует о том, что практически половина компаний так или иначе сталкивается с «дроблением бизнеса» в своей практике.
Более 80% участников опроса считают, что сейчас отсутствует прозрачная и понятная система единых критериев «дробления бизнеса». Это является безусловной проблемой, особенно для добросовестных предпринимателей, которые получают жесткие налоговые санкции, хотя в действительности уверены в том, что не нарушают законодательство.
Практически все участники опроса уверены, что при рассмотрении дел о «дроблении бизнеса» должен применяться повышенный стандарт доказывания, а каждый из признаков следует максимально детально и подробно раскрыть для однозначного понимания как налоговыми органами, так и налогоплательщиками.
По результатам опроса можно уверенно сказать, что зачастую бизнес не понимает суть претензий налоговых органов, как и критерии оценки, которые применяются при выявлении схем «дробления бизнеса». Полагаю, что необходимы выработка и отражение в законе именно системных подходов к вопросам «дробления бизнеса», определение четких недвусмысленных критериев.
«ЭЖ»: Схема «дробление бизнеса» напрямую связана с вопросом законности налоговой оптимизации. В правоприменительной практике складываются различные подходы к оценке, по сути, идентичных финансово-хозяйственных операций. А здесь какие следует применять методы?
С.Н.: Да, проблемой является то, что общего универсального подхода к определению законности налоговой оптимизации на настоящий момент не существует. Безусловно, в связи с развитием и вариативностью коммерческих связей бизнеса очень сложно установить однообразные и прямые критерии. Однако необходимо вести активную работу в этом направлении.
В качестве одного из вариантов можно предложить рассмотреть вопрос введения предварительного налогового разъяснения, что позволит сразу согласовать с налоговой службой условия совершения сделок и исключить риски будущего пересмотра налоговых последствий ее совершения.
Указанная процедура будет пользоваться спросом, например при открытии нового бизнеса, и позволит «на берегу» разграничивать законную налоговую и обоснованную оптимизацию от уклонения от уплаты налогов.
Подобное предложение Торгово-промышленной палаты РФ, на наш взгляд, позволит:
-
сократить издержки предпринимателей, которые в отсутствие строго регламентированной процедуры на собственный страх и риск производят пограничные хозяйственные операции (без них в условиях жесткой рыночной конкуренции невозможно обойтись), а впоследствии вынуждены платить существенные штрафы и пени, если окажется, что такая операция была незаконна;
-
снизить нагрузку на контролирующие органы, поскольку они будут получать всю информацию о сделках и действиях компаний и давать им оценку сразу (возможно, отпадет потребность в проведении проверочных процедур с последующим привлечением организаций к ответственности в дальнейшем).
«ЭЖ»: Помимо налоговой нагрузки, бизнес сталкивается с неналоговыми платежами. Как в этом случае предпринимателям не утонуть в море уплат и отчислений?
С.Н.: Стоит сказать, что бизнес прибегает к рискованным схемам не столько из-за желания получить сверхприбыль, сколько из-за существенных расходов, обусловленных в том числе фискальной нагрузкой, которая включает в себя не только сами налоги, но и так называемые «неналоговые платежи».
Торгово-промышленная палата РФ первой из бизнес-объединений подняла вопрос неналоговых платежей еще в 2015 г. Затем совместно с Минэкономразвития мы разработали законопроект о регулировании неналоговых платежей, который вводил правила для их взимания, предусматривал единый реестр таких платежей. Однако данная работа по инициативе отдельных госорганов была прекращена.
Неналоговые платежи крайне негативно отражаются на стоимости продукции, работ и услуг, особенно в условиях растущей инфляции. Тут следует учитывать и значительный перекос по нагрузке. Например, добывающие компании платят чуть ли не все парафискалитеты в связи с тем, что они связаны со строительством, экологией, транспортировкой и прочим. В то время как отдельных субъектов бизнеса данная проблема вовсе не затрагивает или затрагивает незначительно; что вопрос уплаты таких платежей не является для них обременительным.
Вместе с тем данная проблема остается актуальной. Ведь сегодня, по сути, никто не застрахован от введения какого-либо нового платежа, и я говорю не только про федеральный уровень, а еще и регионы и муниципалитеты ввели и вводят свои платежи.
Палата выступает за то, чтобы условия ведения бизнеса были прозрачны и предприниматели понимали, за что и когда они должны платить.
Поэтому Торгово-промышленная палата настаивает на введении на законодательном уровне единого реестра неналоговых платежей, который будет содержать всю информацию по каждому платежу: кем взимается, чем установлен, что является объектом обложения и куда собранные средства поступают. Этот перечень будет очень полезен как бизнесу, так и государству. И самое главное, что нужно сделать: установить правило, что невозможно взимать неналоговые платежи, которых нет в этом реестре.
Сейчас мы возобновили проработку вопроса о неналоговых платежах на площадке Экспертного совета при Правительстве РФ. Мы также приглашаем бизнес подключиться к этой работе и информировать ТПП как о росте текущей неналоговой нагрузки, так и о готовящихся инициативах в этом направлении.
«ЭЖ»: Сегодня вопросы сохранения и восстановления бизнеса приобретают все более высокую актуальность. Ведь важно не ошибиться при принятии решения: дать возможность отсрочить платежи должнику или запустить процедуру банкротства. Есть какие-то предложения у Палаты в этом направлении?
С.Н.: Хочу отметить с позитивной стороны нашу совместную работу с ФНС России по содействию реструктуризации задолженности. Для этого была создана площадка — Фонд содействия реструктуризации долга. На площадке мы совместно со всеми участниками, должниками и кредиторами находим оптимальные решения, позволяющие сохранить бизнес и не уходить в банкротство. Эта структура совсем недавно начала свою работу, но положительный опыт уже имеется.
Смысл этого начинания сводится к тому, чтобы на основании анализа финансовой ситуации должника, его коммерческой деятельности и текущих бизнес-процессов показать кредиторам возможности для выхода из кризисной ситуации и сохранить бизнес «на плаву». Всем известно, что при банкротстве кредиторы могут рассчитывать на получения менее двух копеек с вложенного рубля. Эта цифра взята из статистики. А при реструктуризации возмещение вполне вероятно может достигнуть и вложенных 100%.
Мы пытаемся выстроить механизмы, при которых должники и кредиторы начнут друг другу доверять, а последние смогут отказаться от перманентного желания удовлетворить все свои требования. Благодарим налоговую службу, за то, что она всегда готова совместно искать компромиссные решения.
Хочу также заметить, что со стороны территориальных Палат появился большой интерес к этой теме. Ряд из них уже выразили инициативу по созданию на своей площадке представительств Фонда. Полагаю, что это позволит расширить охват потенциальных пользователей услуг Фонда, поскольку не всегда есть возможность дотянуть руку помощи с федерального уровня до дальних регионов.
«ЭЖ»: Отметим, что каждый год законодатели вносят многочисленные изменения и поправки в Налоговый кодекс РФ. Не стал исключением и 2023 г. Может, стоит пересмотреть Налоговый кодекс, внести в него более понятные положения и формулировки — как для бизнеса, так и для обычного обывателя?
С.Н.: Да, в завершение хочу затронуть важный, но в то же время сложный вопрос — структурированность и сложность налогового законодательства.
Как вы думаете, насколько часто изменяется налоговое законодательство? А вот эксперты подсчитали, что в среднем по году в Налоговый кодекс поправки вносятся раз в 13 дней.
Некоторые статьи и их формулировки настолько сложны, что даже профессиональные бухгалтеры и аудиторы с первого раза могут не понять, что подразумевал законодатель, излагая ту или иную норму Кодекса. Крупный бизнес содержит целый штат налоговых юристов и экономистов, чтобы разобраться во всех хитросплетениях нашей налоговой системы. А вот малый бизнес себе такую роскошь позволить попросту не может.
Палата уже неоднократно поднимала вопрос, в том числе и на площадке налогового форума, о необходимости написания новой редакции Налогового кодекса в тесном взаимодействии государственных органов, бизнеса, бизнес-объединений и общественных организаций. Предлагаю начать эту работу в ближайшее время, а если она уже ведется, то привлекать к ней всех вышеперечисленных лиц.
Беседовала Елена Букач,
рукводитель отдела налоговых экспертиз газеты «Экономика и жизнь»