Рынок новых грузовых автомобилей. Адаптивность к санкциям — высокая

| статьи | печать

Несмотря на известные проблемы в 2022—2023 гг., производство грузовиков в России пострадало в гораздо меньшей степени, чем выпуск легковых автомобилей, отмечают специалисты Банка России. Восстановлению отрасли способствовали реализация политики импортозамещения и локализация китайских брендов в России. Заметно увеличился импорт грузовых автомобилей, лидируют в котором китайские бренды. При сохранении роста экономики эксперты регулятора ожидают продолжения расширения спроса на грузовики как со стороны бизнеса, так и со стороны государства.

В новом докладе о региональной экономике аналитики ЦБ констатируют, что автомобильная отрасль в России развивается в условиях масштабной структурной перестройки. Санкционное давление 2022 г. в значительной мере отразилось как на объемных показателях (производство, продажи), так и на структуре рынка. В обоих его крупных сегментах — легковые и грузовые автомобили — расширяется присутствие китайских партнеров как за счет организации крупноузловой сборки на территории России, так и за счет поставок комплектующих и готовых автомобилей. Однако скорость подстройки к новому равновесию в сегменте грузовых автомобилей значительно выше, чем легковых, отмечают эксперты регулятора.

По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», на 1 января 2023 г. парк грузовых автомобилей в России насчитывал около 8 млн единиц. Основная его часть (около 70%) приходилась на автомобили отечественных марок. Средний возраст грузовиков — 19 лет. Около половины парка грузовых машин — легкие коммерческие автомобили (LCV), которые предназначены для перевозки малогабаритных грузов. Среднетоннажные грузовики (MCV) используются для перевозки грузов средней тяжести, в коммунальном хозяйстве, а также в качестве платформ для установки спецтехники. Крупнотоннажные грузовики (HCV) предназначены для перевозки больших объемов инертных материалов (самосвалы) и различных по тоннажу и габаритам грузов (седельные тягачи) на дальние расстояния. Кроме того, MCV и НСV востребованы в строительстве.

Продажи

Авторы анализа информируют, что в сентябре 2023 г. совокупные продажи грузовиков с поправкой на сезонность (SA) на 16% превысили уровень IV квартала 2021 г. Однако ситуация с реализацией в разбивке по классам грузовых автомобилей остается неоднородной.

Продажи LCV в январе — сентябре 2023 г. увеличились в годовом выражении на 13%, но их уровень в сентябре все еще на 26% ниже IV квартала 2021 г. (SA). Если в течение 2022 г. восстановлению продаж препятствовали значительно возросшие цены и снизившийся спрос, то сейчас основные сдерживающие факторы — ограниченное предложение из-за ухода иностранных автоконцернов и сокращение ассортимента отечественных моделей. В результате ограниченность выбора способствует формированию отложенного спроса, который может реализоваться по мере выхода на рынок новых производителей и моделей, полагают аналитики Центробанка.

Продажи грузовых автомобилей LCV отечественных брендов в сентябре 2023 г. — вблизи докризисных уровней (SA), тогда как продажи LCV иностранных брендов — на 82% ниже, чем в IV квартале 2021 г. (SA). Причина — существенное изменение структуры рынка. Так, доля отечественных брендов на рынке LCV возросла с 65% в 2021 г. до 92,5% летом 2023 г. из-за ухода многих иностранных конкурентов.

Совокупные продажи MCV и HCV в январе — сентябре 2023 г. увеличились в годовом измерении на 81% и по итогам сентября уже на 72% превышают уровень IV квартала 2021 г. (SA). Авторы анализа поясняют, что спрос на седельные тягачи, самосвалы, спецтехнику остается повышенным ввиду активного строительства и реализации крупных инфраструктурных проектов. Дополнительным фактором, объясняющим резкий рост продаж MCV и HCV в 2023 г., стал отложенный спрос, который сформировался в период пандемии. В 2022 г. обновление автопарка практически остановилось, однако по мере восстановления экономической активности и увеличения роли автотранспортных грузоперевозок, включая замену европейских трансграничных перевозчиков отечественными, потребность в обновлении автопарка усилилась. Предложение грузовых автомобилей с конца 2022 г. начало подстраиваться под растущий спрос за счет восстановления производства отечественных автозаводов, а также увеличения продаж китайских грузовиков. Такая подстройка предложения позволила удовлетворить потребности экономики, находящейся в процессе структурной трансформации, в грузовом транспорте и обеспечила рост продаж.

Вместе с тем эксперты регулятора отмечают, что на протяжении 2022—2023 гг. заметно менялась структура совокупных продаж MCV и HCV в разрезе типа кузова. В 2022 г. снижение продаж в основном пришлось на седельные тягачи из-за запрета ЕС на их поставки в Россию и прекращения их контрактной сборки на совместных предприятиях с иностранными автоконцернами. В результате наибольшую долю в продажах заняли самосвалы. По мере переориентации грузопотоков на южное и восточное направления в условиях высокой загруженности железных дорог спрос на тягачи существенно увеличился, что в совокупности с расширением предложения китайских грузовых автомобилей на российском рынке привело к росту продаж седельных тягачей, которые уже к лету 2023 г. вновь превысили продажи самосвалов.

Продажи грузовых автомобилей MCV и HCV отечественных брендов в сентябре 2023 г. остаются на 18% ниже уровня IV квартала 2021 г. (SA), восстановление продаж сдерживается загрузкой части производственных мощностей госзаказом. При этом на рынке MCV и HCV доля отечественных брендов снизилась с 51% в 2021 г. до 28% летом 2023 г. Недостаточное для покрытия возросшего спроса предложение отечественных грузовиков на рынке было компенсировано ростом продаж грузовиков китайских брендов. Еще большее расширение их реализации сдерживают сложности с техобслуживанием и ремонтом, а также ослабление рубля и повышение утилизационного сбора с 1 августа 2023 г.

Производство

В 2022 г. снизился выпуск грузовых автомобилей как российских, так и иностранных брендов в связи с прекращением контрактной сборки, уходом иностранных автоконцернов и закрытием совместных предприятий. Производство грузовых автомобилей в меньшей степени, чем легковых, зависело от импортных компонентов, однако отечественные производители грузовиков также столкнулись с проблемами поставок зарубежных комплектующих. В результате некоторые автозаводы простаивали, были вынуждены упрощать комплектацию автомобилей или сокращать модельный ряд, констатируют аналитики ЦБ.

Ближе к концу 2022 г. ситуация начала улучшаться: российские производители смогли перезапустить собственные производства, а также часть оставленных ушедшими иностранными автоконцернами площадок по сборке грузовиков и комплектующих. Этому способствовало как наличие научной и производственной базы, штата высококвалифицированных специалистов, так и реализация политики импортозамещения, локализация китайских брендов на российских производственных площадках. Отдельные предприятия смогли наладить выпуск грузовых автомобилей на базе китайских моделей под собственными брендами. Так, эксперты регулятора приводят примеры, как один из поволжских автопроизводителей смог сохранить производство всего модельного ряда LCV, а другой автозавод продолжил выпуск LCV и MCV в несколько измененной комплектации. Еще один крупный автопроизводитель HCV в Волго-Вятском макрорегионе начал серийное производство высоколокализованной модели грузовиков, а также перезапустил производство ключевых автокомпонентов. Автозавод на Урале продолжил производство HCV, в том числе моделей с импортными комплектующими.

В этих условиях совокупный выпуск грузовых автомобилей продолжает восстанавливаться. За январь — август 2023 г. производство грузовиков выросло в годовом сопоставлении на 10%, но все еще на 15% ниже уровня IV квартала 2021 г. (SA). Драйвером отрасли выступает производство MCV и HCV, что авторы анализа обусловливают ростом спроса со стороны бизнеса и государства, расширением импортозамещения на производствах. Аналитики ЦБ ожидают, что дальнейшая динамика выпуска грузовых автомобилей будет во многом связана с реализацией проектов по перезапуску остающихся в простое производственных площадок и расширению производства действующих автозаводов по мере улучшения ситуации с импортными комплектующими.

«На рынке грузовых автомобилей наблюдается постепенное восстановление производства. Продажи растут, при этом сохраняется неоднородность по классам грузовиков. Сохранение продаж LCV на пониженных уровнях в основном связано с их ограниченным предложением (как по объему, так и по ассортименту), поэтому перспективы роста обусловлены ожидаемым выходом на рынок новых производителей и моделей. В классах MCV и HCV продажи намного превышают докризисные уровни. Дальнейшая подстройка в этом сегменте скорее всего будет сопровождаться изменением рыночных долей в пользу отечественных производителей по мере завершения работ в рамках госзаказа», — заключают эксперты Банка России.

 

Продажи грузовых автомобилей по классам, % к IV кварталу 2021 г. (SA)

Класс автомобилей

Значение

MCV и HCV

+71,8

LCV

–26,2

Совокупные продажи

+16,1

Источник: Банк России по данным «Автостат Инфо» и АСМ-холдинг

 

Индексы производства грузовых автомобилей

 

Январь — сентябрь 

2023 г., тыс. штук

Сентябрь 2023 г. в % к

Январь — сентябрь 

2023 г. в % к январю — 

сентябрю 2022 г.

сентябрю 2022 г.

августу 2023 г.

Средства автотранспортные грузовые

118

145,2

128,6

114,0

Источник: Росстат