Правительство внесло в Госдуму законопроект № 462657–8 об установлении порядка ознакомления проверяемого лица с материалами таможенной проверки. В соответствии с законопроектом проверяемое лицо (его представитель) может получить возможность ознакомления с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий с использованием личных технических средств, предназначенных для копирования (фотографирования).
В судебной практике встречались случаи, когда даже в судебном порядке добиться ознакомиться с материалами дела было практически невозможно (постановления Северо-Кавказского округа от 19.02.2021 по делу № А32-21654/2020 и от 06.03.2021 по делу № А32-21832/2020).
Однако в своем Постановлении от 28.04.2023 № 22-П КС РФ встал на сторону проверяемых лиц и признал неконституционным ограничение ознакомления с материалами таможенной проверки только лишь визуальным осмотром.
Так КС РФ отметил, что законодатель не должен вводить такие условия, которые блокировали или неоправданно затрудняли бы доступ к государственной защите прав и свобод (Постановление КС РФ от 10.01.2023 № 1-П). Поэтому в целях обеспечения права на эффективное оспаривание решения таможенного органа как в административном, так и в судебном порядке лицу должна быть гарантирована вытекающая из принципов состязательности и равноправия сторон спора возможность доступа к документам и материалам, положенным в основание оспариваемого решения, а равно фиксации содержащихся в них сведений.
Необходимо отметить, что материалы таможенной проверки составляют не только материалы, полученные таможенным органом от проверяемого лица, но и иные материалы, в том числе материалы, которые таможенный орган в рамках своих полномочий может получить от государственных органов государств, банков, и т.п.
В целях реализации Постановления КС РФ законопроектом предложено дополнить Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации <…>» новой ст. 235.1. Она предусматривает порядок ознакомления проверяемого лица (его представителя) с материалами таможенной проверки путем их визуального осмотра, изготовления выписок, снятия копий с использованием личных технических средств, предназначенных для копирования (фотографирования).
При этом результаты такого ознакомления будут зафиксированы в акте об ознакомлении с материалами таможенной проверки, форму которого должен будет разработать и утвердить ФТС России.
Для материалов, содержащих сведения составляющие государственную, коммерческую, налоговую, банковскую и иную охраняемую законом тайну, в ч. 3 ст. 235.1 предполагается установить специальный правовой механизм ознакомления с материалами таможенной проверки: только путем визуального осмотра, без возможности делать выписки и копировать, и только в случаях и порядке, в которых такое ознакомление допускается федеральными законами.
При этом ознакомиться с материалами таможенной проверки можно будет не на любой стадии проведения таможенной проверки, а только после получения акта таможенной проверки (ч. 2 ст. 235). При этом предварительно необходимо подать составленное в произвольной форме заявление, на рассмотрение которого у таможенного органа будет 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 235.1).