Стратегия развития отрасли связи до 2035 г. будет утверждена в ближайшее время. Минцифры совместно с заинтересованными ведомствами подготовит план мероприятий по ее реализации и представит в правительство. По планам кабмина, к концу десятилетия домохозяйства смогут подключаться к интернету на скорости не менее 1 Гбит/с. Сейчас средняя скорость фиксированного широкополосного доступа в России составляет 78 Мбит/с. В мире страна занимает 55-е место по этому показателю.
Премьер-министр Михаил Мишустин провел стратегическую сессию по развитию отрасли связи. На ней говорили о подготовке долгосрочного развития сектора. «Важно по всей стране обеспечить предоставление качественных и конкурентоспособных услуг связи, в том числе высокоскоростного доступа к интернету. Необходимо построить современную защищенную телекоммуникационную инфраструктуру с применением отечественных решений и предусмотреть укрепление как научного, так и кадрового потенциала», — подчеркнул глава российского правительства.
В своем выступлении он отметил, что сегодня в мире активно внедряются цифровые технологии. Люди все чаще пользуются электронными сервисами, устройствами. Набирает также популярность контент с высоким разрешением. Все это приводит к глобальному росту передачи данных. Так, за последние пять лет объем мирового трансграничного интернет-трафика показывает постоянное наращивание в среднем на треть в год. В России этот показатель за десять лет увеличился более чем в 11 раз.
«Одна из задач на перспективу — это развитие инфраструктуры, чтобы уже к концу текущего десятилетия появилась возможность подключения домохозяйств к интернету на скорости не менее 1 Гбит/c», — отметил М. Мишустин. При этом, по его словам, необходимо поддерживать и традиционные средства распространения информации — телевидение и радиовещание. Для многих они и привычны, и удобны.
Основой функционирования всей телекоммуникационной отрасли являются магистральные волоконно-оптические сети. Они используются для оказания услуг фиксированного широкополосного доступа и создания каналов в мобильном и спутниковом сегментах. Суммарная протяженность таких линий в России превышает 1 млн км.
По ним проходит в том числе трансграничный трафик. «Надо провести модернизацию действующей инфраструктуры и обеспечить строительство новой с применением отечественного оборудования. От этого во многом зависит предоставление связи нашим гражданам», — подчеркнул премьер-министр.
Еще одно значимое, по его словам, направление — преодоление цифрового неравенства. Современные технологии должны приходить даже на удаленные территории. Возможность общаться по сети, читать новости, обмениваться сведениями, пользоваться сервисами интернет-площадок сегодня является существенным элементом качества жизни людей.
По данным кабмина, за последние девять-десять лет почти в 14 тыс. населенных пунктов, где проживает от 250 до 500 человек, обеспечено оказание услуг по передаче данных. Примерно в 3 тыс., с населением от 100 до 500 граждан, — проведена мобильная связь. А всего в 17 тыс. в ближайшие шесть лет планируется установить базовые станции.
Еще один вопрос, который М. Мишустин назвал очень важным, — это развитие спутниковой связи. Она незаменима в труднодоступных районах. Ее рынок в прошлом году вырос на 5% — до 150 тыс. малых станций.
В конце октября президент поставил задачу существенно расширить для граждан, бизнеса, органов власти всех уровней доступность ключевых космических сервисов. Ведь они открывают путь для более эффективного развития территорий, нужны при запуске транспортно-логистических коридоров. Их внедрение поможет стимулированию таких перспективных индустрий, как робототехника, экономика данных и беспилотный транспорт. «И конечно, очень важно ускорить создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки и обновить существующие спутники связи и вещания на геостационарной орбите», — заключил М. Мишустин.
Ключевые показатели
В проекте стратегии развития отрасли приводятся данные о том, как развивался сектор в последние годы. За 2012—2022 гг. объем интернет-трафика в РФ вырос более чем в 11 раз — с 11,1 до 123,7 Эбайт (рост в среднем на 27% в год). По итогам 2022 г. количество абонентов фиксированного ШПД в России составило 35,7 млн (в том числе 2 млн юридических лиц). Прирост абонентской базы с 2017 г. находится на уровне 2—3% ежегодно. Число абонентов подвижной радиотелефонной связи (далее — мобильная связь) (активных SIM-карт) составило до 256 млн, проникновение сетей мобильной связи — 175% (159% в 2021 г.).
Спутниковая связь задействована в работе по устранению цифрового неравенства: к интернету с ее использованием подключено более 3 тыс. населенных пунктов, обеспечивается связью весь маршрут Северного морского пути и 400 российских морских рыболовецких судов. К началу 2023 г. общее количество подключенных устройств интернета вещей в России достигло 70,1 млн единиц (без учета носимых устройств), отраслями — лидерами по внедрению технологий интернета вещей в России являются: энергетика/ЖКХ (30%), строительство (18%), транспорт (16%).
При этом услуги цифровой связи в стране являются одними из самых дешевых в мире. Доступность услуг связи определяется в первую очередь ценовым фактором. Стоимость доступа к интернету в России в 1,5—2 раза ниже, чем в КНР и странах СНГ, и в 3—4 раза ниже цен в развитых странах.
Авторы стратегии отмечают, что низкая стоимость доступа к интернету стала одним из конкурентных преимуществ российской экономики, обеспечив аудиторию для новых цифровых сервисов (онлайн-СМИ, такси и каршеринг, доставка, маркетплейсы, социальные сети, сервисы прямого взаимодействия с пользователем — ОТТ-сервисы), оказав содействие развитию экономики в целом. Бурное развитие ИТ-сектора и модернизацию финансовой сферы (мобильный банкинг, брокерское обслуживание в смартфоне, онлайн-платежи и проч.) также невозможно представить без надежной и качественной связи.
Основные вызовы
Отдельный раздел проекта стратегии посвящен вызовам развития отрасли связи. На основе анализа текущего состояния отечественного рынка и основных мировых тенденций развития сетей связи эксперты выделили десять ключевых моментов:
1. Высокие темпы роста объемов потребления услуг связи при ограниченных инвестиционных возможностях отрасли связи для поддержания и развития адекватной инфраструктуры передачи данных.
2. Необходимость технологической модернизации сетей связи и перехода на современные технологии для удовлетворения растущего спроса.
3. Устранение низкой доступности услуг связи на удаленных и малозаселенных территориях (в том числе в Арктической зоне), вдоль объектов транспортной инфраструктуры — в условиях больших расстояний, площадей и сложных климатических условий.
4. Отсутствие межотраслевой координации развития пространственно-протяженных линейных инфраструктур и, как следствие, невозможность достижения синергетических эффектов и снижение экономической привлекательности развития инфраструктуры связи.
5. Изменение стоимости услуг связи из-за одновременного решения задач достижения технологического суверенитета и перехода на новые поколения технологий связи.
6. Необходимость в устранении и недопущении дефицита радиочастотного спектра в условиях неоптимального функционирования системы управления им.
7. Преодоление зависимости отечественных сетей связи от иностранного телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.
8. Создание отечественной низкоорбитальной спутниковой группировки и недопущение массового применения на территории страны неподконтрольных РФ развиваемых недружественными государствами глобальных систем связи.
9. Решение вопроса ограниченности финансовых и кадровых ресурсов, а также технологических компетенций, необходимых для реализации масштабных инфраструктурных и научно-исследовательских проектов импортозамещения.
10. Решение вопроса ограничения участия в деятельности международных организаций, ответственных за использование всех видов электросвязи и осуществляющих стандартизацию технологий.
Авторы проекта стратегии считают, что в текущих условиях, когда необходимо укрепить технологический суверенитет страны, отрасль связи должна обеспечить гарантированный спрос на отечественную высокотехнологичную продукцию, осуществить поэтапный переход на российское оборудование и программное обеспечение. При этом нужно сохранить высокий уровень качества предоставляемых услуг через поддержание конкурентной среды их развития и темпа освоения новых поколений технологий связи.