Рабочие кадры надо готовить со школы

| статьи | печать

От того, как мы воспитаем и выучим детей зависит их будущая жизнь. Воспитание и обучение детей – тема огромная и её направлениями занимаются научные институты. Я хочу обратить внимание родителей и педагогов на одно направление в развитии детей и подростков, которое не выделено особо в школьной программе – на трудовое развитие подрастающего поколения, так как оно самое важное в подготовке детей к жизни. Ведь каждый ребёнок – будущий работник и содержание образования и воспитания должно быть направлено на его подготовку.

Армия хороших работников – главная экономическая сила государства. Действительно, какого бы высокого уровня развития не достигло общество, ему нужны строители зданий, дорог и мостов, разнообразной техники и предметов нужных для жизни каждому человеку. Жизнь будет прекрасной, если всё это будет в изобилии.

Наш любимый Пушкин писал, что ещё повеса Онегин знал: 

Как государство богатеет.

И почему не надо золота ему,

Когда простой продукт имеет.   

Нынешняя школьная программа имеет серьёзный недостаток – начиная с 5-го класса нет трудового обучения. Тридцать лет назад в школах было трудовое обучение. С пятого по девятый класс подростки работали в школьных мастерских, а учащиеся десятого и одиннадцатого классов изучали профессии на производстве и в межшкольных производственных комбинатах. В мастерских ребята учились работать ручными инструментами по обработке дерева и металла, работали на сверлильных и токарных станках. Они много знали о свойствах этих материалов, об устройстве инструментов, приспособлений и станков. Пять лет развивали свои технические знания и рабочие умения. Девочки тоже. Они умели работать на швейных машинах, знали их устройство, учились готовить различные блюда, вести домашнее хозяйство. После девятого класса мальчикам и девочкам было легко выбрать будущую профессию, они были подготовлены к физическому труду практически и психологически.

Сейчас растёт совсем другое поколение. Обратите внимание, дети с пяти лет садясь в автобус не смотрят в окно, а достают мобильный телефон и погружаются в игры. Окружающий мир им не интересен. Мы, когда не было этих игрушек, смотрели в окно и любовались проезжающими пейзажами и строениями. Всё свободное время посвящали играм и беседам с друзьями, чтению книг, обсуждали прочитанные книги. 

После войны ещё не было трудового обучения. Школа была семилетней. После окончания седьмого класса многие шли работать на завод. Время было трудное. Маминой зарплаты еле хватало, чтобы выкупить продукты по карточкам. Окончив семилетку, я пошёл на завод учеником слесаря. Через три месяца получил третий разряд и стал работать самостоятельно. Мы – мальчишки послевоенного времени гордились своими профессиями. Мне было приятно услышать, как Президент Владимир Владимирович Путин недавно сказал, что после работы в стройотряде получил четвёртый разряд плотника. Как видим, рабочая профессия не помешала ему стать Президентом. 

В свои девяносто лет я имею несколько рабочих специальностей. Это помогло мне выжить в трудные девяностые. Будущему учёному или музыканту не помешает владение рабочей профессией, скорее наоборот – расширит его эрудицию. Тридцать лет я работал учителем труда и хорошо знаю этот предмет. Утверждаю: без трудового обучения нельзя подготовить гармонично развитого человека, а школа должна готовить гармонично развитых людей. В содержании средней ступени школьного образования есть учебные предметы по наукам, искусству, литературе, общественным наукам, а трудового обучения нет. Нет предмета практически знакомящего с производством – важнейшей стороной жизни.

Многие люди считают, что учиться ручной обработке дерева и металла не обязательно. Ошибаются. В процессе ручного труда не только развиваются руки. Развиваются все органы чувств, мышление. В процессе работы возникают трудности и приходится решать технические задачи. Я в этой статье не могу перечислить десятки обрабатывающих и контрольно-измерительных инструментов, которыми работали подростки в учебных мастерских. Как много они узнавали о материалах. Хочу сказать главное: каждый мужчина должен уметь работать ручными инструментами. А умелые руки нужны не только рабочим, они нужны хирургам, парикмахерам и всем остальным людям.  Природа сделала так, что человек проходит все ступени эволюции от клетки. Пропустить важный этап развития человека умелого и сразу придти к человеку разумному – ошибка. Зависимость развития мозга от развития руки - наукой доказана.

Когда было трудовое обучение, учащиеся с нетерпением ждали уроки труда. Многие, при опросах, говорили, что труд – любимый предмет. Сейчас в школах вместо труда ввели предмет «технология». Учащиеся учатся теоретически делать предметы. Уроки скучные. Знания формальные, ненужные. Давайте обратимся к Государственному федеральному образовательному стандарту – ГФОС. Посмотрим, что тут написано о предмете технология.  

11.9. Технология

Изучение предметной области «Технология» должно обеспечить:

  • развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач;
  • активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий;
  • совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
  • формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического прогресса;
  • формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области «Технология» должны отражать:

  1. осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; уяснение социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
  2. овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
  3. овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации;
  4. формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
  5. развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
  6. формирование представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.

Очень много красивых фраз и понятий, но среди всех требований по осознанию, овладению и формированию нет главного – задачи по формированию практических знаний и умений по обработке материалов ручными инструментами и на станках.  Понятно, что этот теоретический предмет не может заменить трудового обучения.

МИНПРОС видит недостатки предмета «Технология» и принимает меры к улучшению трудовой подготовки и профориентации школьников, поэтому делает ставку на кванториумы и технопарки, но они не смогут охватить обучением миллионы школьников. 

Решить проблему трудового обучения может только школа. Все девочки должны научиться обрабатывать ткань, готовить пищу, вести хозяйство. Изучить устройство швейных машин, и машин по обработке продуктов. Это жизненно необходимые знания. Мальчики должны работать в мастерских и освоить обработку дерева и металла ручными инструментами. Навыки работы ручными инструментами нужны всем мужчинам. Известно, что и мальчики и девочки любили уроки труда. Они были своеобразным отдыхом от многочасового сидения за партой.

Занятия в школьных мастерских раз в неделю по 2 часа, – необходимый минимум для трудового развития подростков. Это профилактика от боязни физической работы и зависимости от компьютерных игр. Но, практическую работу по обработке дерева и металла ручными инструментами и на станках, нельзя подменять сборкой роботов и других игрушек, из готовых блоков. Труд нельзя заменить даже развивающими  техническими играми. Задайте самому успешному юному сборщику роботов вопрос: как и какими инструментами можно сделать треугольное отверстие в доске или в жести? Он не ответит. А шестиклассник, прошедший трудовое обучение, знает, и сделает.

Если подросток не работал ручными инструментами, не преодолевал сопротивление материала усилием мышц, не испытал радости победы изготовив ВЕЩЬ, – он не готов быть работником, у него нет физических и психологических качеств труженика.  Трудовую подготовку подросткам должна давать школа, а кванториумы – это во внеурочное время и по желанию.   

Необходимо возродить трудовое обучение в школах по программам восьмидесятых годов. Нужны помещения для мастерских. Вначале можно построить межшкольные мастерские на несколько школ. Помочь должны промышленные предприятия, заинтересованные в рабочих кадрах. Первые такие мастерские станут базой для изучения их опыта и строительства новых мастерских. Через два – три года все школьники будут охвачены трудовым обучением.

О третьей ступени школьного образования 

Тут учится молодёжь с 16 до 18 лет, а статус одиннадцатиклассника тот же, что у пятиклассника. Школа искусственно задерживает взросление молодёжи и развивает у них инфантилизм. Чтобы получить аттестат о среднем образовании, надо оставаться школьником после девятого класса!  Молодёжь это не устраивает.  В десятом и одиннадцатом классах они  хотят получить статус студента и  реальную  перспективу к самостоятельности. Об этом настойчиво говорят психологи. Если в  15 лет молодые люди считают себя взрослыми, и хотят получить больше самостоятельности, то в 16 и 18 лет - тем более. Изучение профессии и статус студента - соответствует их желанию. Они понимают, что профессия – путь к самостоятельности. Поэтому готовы более ответственно относится к учёбе. Таковы особенности возраста и руководители народного образования должны это учитывать.

Молодые люди, которые после девятого класса окончили профессиональные училища, имеют профессию. Они самостоятельны, т.к. могут заработать на жизнь. А окончившие одиннадцатый класс, остаются иждивенцами на содержании родителей. Тем, кто не поступит в ВУЗ, придётся поступить в профессиональные училища. Они потеряли два года.  

 Желательно, чтобы после девятого класса молодые люди продолжили обучение в колледжах и осваивали профессии в статусе студентов. Сейчас на всех колледжей не хватит. Поэтому, третью ступень школы целесообразно преобразовать в колледжи по профилям: гуманитарным, химико-биологическим и физико-математическим. Поступление в колледжи по экзаменам. Естественно, профильные программы должны быть значительно расширены.  

Наряду с изучением естественных и общественных наук, студенты будут изучать профессии. Выбор большой. Например, для гуманитариев это воспитатель детского сада, секретарь адвоката, психолог, продавец. Для биологов – лаборант, ассистент зубного или глазного врача, провизор, садовод. У физиков и математиков большой выбор от электрика и ремонтника электронной аппаратуры и т.д. 

Подготовить молодых людей к жизни, значит научить их профессии. Старый учитель труда, бывший политкаторжанин Иван Сергеевич Мельников говорил мне древнюю пословицу: «кто не учит сына ремеслу, тот готовит его к грабежу». 

Девятилетняя школа должна давать необходимое трудовое развитие, базу для дальнейшего профессионального образования, психологически готовить подростков к труду, а колледжи – давать профессию.