Намерения предприятий повышать цены — наиболее значимое изменение в III квартале по сравнению с предшествовавшим в 2023 г., отмечают эксперты Российского союза промышленников и предпринимателей по итогам ежеквартального мониторинга «Состояние российской экономики и деятельность компаний». Но в целом авторы исследования констатируют, что ответы на вопросы изменились мало.
Согласно опросу РСПП, главным ограничением работы компаний в III квартале стало ухудшение условий поставки сырья и комплектующих, по оценкам почти 40% респондентов. В предыдущий период (в II квартале) значимость этой проблемы была несколько ниже — доля варианта составляла тогда 28,9%.
Валютную нестабильность назвала ключевым ограничением деятельности треть опрошенных предприятий (+3,4 п.п.).
Сложности с доставкой закупаемого сырья, оборудования, комплектующих и ухудшение условий транспортировки продукции (в том числе удлинение сроков доставки, рост тарифов, отказы в страховании грузов и т.д.) мешали вести деятельность четверти компаний, принявших участие в последнем раунде опроса. Его авторы отмечают, что острота проблем в сфере логистики немного снизилась — доля ответа сократилась сразу на 6 п.п.
Недостаток оборотных средств оказывал негативное влияние на работу 24,7% организаций, в этом случае оценки не изменились.
Почти пятая часть компаний столкнулась и в II, и в III кварталах с невозможностью оснастить предприятие новым оборудованием, технологиями из-за существующего ограничения импорта товаров, работ или услуг.
Резкий рост цен на отечественную продукцию отметили как значимое ограничение работы 17,5% участников опроса (+3,2 п.п.), а рост цен на зарубежную продукцию и пересмотр существующих цен контрактов — 14,4% респондентов (–6,2 п.п.).
Снижение спроса почувствовали на себе в рассматриваемый период 15,5% компаний, доля этого варианта сохранила свое значение.
Чуть меньше — 14,4% предприятий — выбрали ответ «негативное влияние на нашу деятельность оказали санкционные ограничения со стороны западных стран». Аналитики РСПП констатируют, что по сравнению с данными II квартала значимость такого рода ограничений стала несколько ниже — тогда этот ответ указала пятая часть компаний.
Около десятой части опрошенных сообщили, что в III квартале их компания не сталкивалась с какими-либо проблемами, которые могли бы серьезно помешать работе.
У 6,2% предприятий основные сложности возникали при проведении платежей с зарубежными контрагентами. То же число компаний отметило, что им пришлось сократить инвестиционные программы или перенести проекты на более поздний срок. Отказ партнеров от реализации совместных проектов негативно сказался на деятельности также 6,2% организаций, 5% респондентов сообщили, что ключевым ограничением работы в III квартале оказалась недоступность заемных средств. Порог отсечения по значимости проблем — около 10%.
Как и в предыдущие раунды мониторинга, компании в текущих условиях прежде всего планируют и дальше сокращать расходы. Об этом заявили почти три четверти участников, отвечая на вопрос, какие меры по повышению эффективности работы компании собираются применять в будущем.
Намерены реализовать программы по внедрению энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий 40% организаций. Порядка 30% компаний собираются заняться разработкой программ по замещению импортной продукции — оборудования, комплектующих — в рамках собственных инвестиционных проектов.
Более четверти опрошенных (26,8%) планируют сохранить или даже увеличить объемы инвестиционных программ (вариант «собираемся сократить объемы инвестиций» респонденты отмечали в два раза реже). Столько же компаний ответили, что в планах реализация проектов по внедрению цифровых технологий в производство и/или оказание услуг.
Чуть меньше — 22,7% компаний — займутся пересмотром списка поставщиков из-за новых ограничений в контактах с компаниями из стран Европы, США и других, поиском необходимой продукции на других рынках.
Повысить цены собираются также 22,7% предприятий, принявших участие в опросе (о возможном снижении цен в текущих условиях заявил только один респондент).
Пятая часть компаний намерена интенсифицировать производство — увеличить выпуск продукции (результатов деятельности) без расширения производства.
Переориентировать экспорт продукции на рынки стран, не присоединившихся к санкциям против России, стоит в планах почти десятой части опрошенных организаций.
Требовать аванс с покупателей собираются 8,2% компаний. Примерно столько же предприятий планируют отказаться от авансирования поставщиков.
Также 8,2% представителей бизнеса намерены менять структуру затрат предприятия без снижения выпуска и без сокращения объема затрат.
О возможной продаже непрофильных активов задумываются 7,2% опрошенных, ту же долю составил ответ «в планах переориентировать предприятие на выпуск иной продукции».
«Ответы компаний изменились мало. Из значимых отличий — компании стали чаще выбирать ответ „собираемся повысить цены“ (доля выросла почти на 10 п.п.) и реже — вариант „планируем начать требовать аванс с покупателей“, в этом случае доля стала ниже в два раза», — констатируют эксперты РСПП.
Они также указывают, что сокращение затрат на административные и хозяйственные нужды — наиболее популярный способ компаний снизить свои расходы. Об этом сообщили 73,6% организаций, планирующих в будущем приступить к решению этой задачи.
В два раза реже организации отвечали, что они планируют начать экономить на сырье и комплектующих, а также сократить расходы на потребляемые услуги (консалтинг и т.д.).
Снизить затраты на персонал собираются 16,7% организаций. Чуть меньше — 12,5% компаний намерены снизить расходы на благотворительные социальные программы, реализуемые в регионах присутствия.
«В целом распределение ответов осталось прежним — за исключением того, что компании стали несколько чаще указывать вариант “в планах уменьшение расходов на персонал”. В основном эти организации собираются ограничиться сокращением найма персонала», — заключают аналитики РСПП.