Понятия добросовестности/недобросовестности и злоупотребления правом прочно вошли в практику рассмотрения споров по защите/оспариванию прав на товарные знаки и оцениваются судами наряду с иными обстоятельствами дела.
В этой связи примечательным является п. 4 Обзора, согласно которому суд должен вынести на обсуждение сторон вопрос об обстоятельствах, связанных с поведением правообладателя, если его действия не соответствуют критериям добросовестного поведения.
Более того, как показывает практика, неисследованные судом первой инстанции вопроса добросовестности поведения правообладателя может стать самостоятельным основанием для отмены судебного решения. Однако подход судов к оценке тех или иных действий правообладателей как добросовестных или недобросовестных и содержащих признаки злоупотребления правам нередко существенно варьировался, что приводило к неоднородной судебной практике. В связи с чем Обзор имеет важное значение для формирования единообразной практики по данному вопросу.
Неиспользование товарного знака правообладателем, обращающимся за судебной защитой, само по себе не свидетельствует о злоупотреблении правом. Данный подход является логическим продолжением позиции, отраженной в том числе в п. 154 Постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10, согласно которому не может быть отказано в защите права на товарный знак до прекращения правовой охраны товарного знака.
Законом не случайно установлен трехлетний период неиспользования, только по истечении которого возможно прекращение правовой охраны товарного знака, поскольку перерыв в использовании товарного знака может быть вызван различными объективными причинами, например, временными затрудненимия экономического характера, реорганизацией/реструктуризацией бизнеса правообладателя и пр.
Ситуация, при которой неиспользование товарного знака правообладателем автоматически квалифицировалось бы как злоупотребление правом и, следовательно, как основание для отказа в защите прав на товарный знак за прошлый период, очевидно не способствовало бы стабильности правового оборота и защите интересов правообладателей.
*****
В п. 6 Обзора ВС РФ пришел к выводу о том, что действия лица, связанные с приобретением товарного знака, содержащего обозначение, сходное с товарным знаком, ранее принадлежавшим этому лицу, правовая охрана которого была досрочно прекращена в связи с неиспользованием (ст. 1486 ГК РФ), признаны злоупотреблением правом, поскольку они были направлены на преодоление вступившего в законную силу судебного акта и препятствовали иному лицу осуществить регистрацию товарного знака и использовать его.
Данная позиция имеет целью не допустить искусственный обход закона со стороны недобросовестного правообладателя. В противном случае заинтересованные в реальном использовании сходного обозначения лица попадали бы в патовую ситуацию.
В то же время, крайне важно учитывать, что данная позиция имеет характер оспоримой презумпции, поскольку сам по себе факт повторной подачи заявки на регистрацию товарного знака правообладателем, чей «старший» товарный знак ранее был прекращен в связи с неиспользованием, далеко не всегда может свидетельствовать о злоупотреблении правом.
На наш взгляд, для объективной оценки наличия признаков злоупотребления правом в данном случае должны приниматься во внимание и иные сопутствующие обстоятельства, например:
а) была ли подана новая заявка на регистрацию товарного знака до или после начала спора о досрочном прекращении правовой охраны «старшего» неиспользуемого знака
б) подавалась ли новая заявка в отношении того же перечня товаров и/или услуг, для которых был зарегистрирован «старший» товарный знак, или имела место корректировка перечня.
В последнем случае подача новой заявки может быть обусловлена не недобросовестными намерениями правообладателя, а имеет целью корректировку правовой охраны товарного знака и распространение ее на те товары и/или услуги, в отношении которых правообладатель действительно намерен использовать соответствующий знак. В любом случае оспоримый характер установленной презумпции лишний раз подчеркивает, что вопрос о добросовестности/недобросовестности поведения правообладателя и наличие признаков злоупотребления правом в его действиях должен решаться с учетом всех обстоятельств конкретного дела.
*****
В п. 7 Обзора ВС РФ пришел к выводу о том, что действия лица, связанные с регистрацией в качестве товарного знака обозначения, включающего в себя сильный элемент товарного знака иного лица, если этот элемент обладает широкой известностью и высокой степенью узнаваемости потребителями, признаны судом недобросовестными.
Указанный подход, по сути, является еще одним инструментом по борьбе с так называемым «паразитическим маркетингом». При реализации указанного подхода недобросовестность участника оборота, использующего популярность и узнаваемость бренда конкурента, может быть установлена не только в рамках дела о недобросовестной конкуренции, но и при подаче возражения против представления правовой охраны товарному знаку.
Однако при этом фактическая оценка добросовестности лица, зарегистрировавшего товарный знак с использованием сильного элемента чужого бренда, в таком случае будет оцениваться только на стадии обжалования решения Роспатента в суде, поскольку в компетенцию Роспатента при рассмотрении возражений против предоставления правовой охраны товарным знакам не входит оценка добросовестности поведения сторон. В этой связи представляется целесообразным вновь вернуться к вопросу о необходимости расширения полномочий Роспатента, и обязании его проводить оценку добросовестности поведения сторон и наличия признаков злоупотребления правом в их действиях при рассмотрении возражений против предоставления правовой охраны товарным знакам.
*****
В п. 9 Обзора ВС РФ пришел к выводу о том, что действия правообладателя, связанные с регистрацией более поздних товарных знаков, презюмируются в качестве добросовестных, если на дату подачи заявки на первые товарные знаки одной серии отсутствуют доказательства иного – данный подход отражает еще одну оспоримую презумпцию.
Действительно, даже при добросовестной регистрации первых товарных знаков серии дальнейшие действия правообладателя могут быть направлены именно на создание необоснованных препятствий для других участников оборота. Например, регистрация в качестве продолжения линейки товарных знаков обозначения в отношении перечня товаров и услуг при отсутствии у правообладателя реального интереса к их использованию для таких товаров/услуг, действительно, может иметь целью необоснованную монополизацию товарного знака исключительно с целью недопущения использования сходного обозначения любыми третьими лицами в других сферах деятельности. В этой связи проверка добросовестности поведения такого правообладателя требует изучения всех обстоятельств дела.