На официальном сайте для размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект приказа о внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ (далее — Минтруд). Разберем эти дополнения.
Напомним, что приказом Минтруда от 30 ноября 2021 г. № 838н установлен указанный перечень.
В него включаются следующие индикаторы:
а) принятие судом заявления о признании банкротом работодателя, среднесписочная численность работников которого равняется или превышает 50 работников, в том числе работающих по совместительству;
б) проведение два раза и более в течение шести месяцев одним лицом и (или) одним средством измерения, имеющим идентификационные признаки, измерений в целях специальной оценки условий труда у контролируемого лица и иного лица, находящегося в другом субъекте РФ, в течение суток (за исключением случаев проведения специальной оценки условий труда на территории субъектов РФ, имеющих общую административную границу);
в) увеличение количества несчастных случаев на производстве с легкими последствиями, произошедших в квартале текущего года, по отношению к аналогичному периоду предыдущего года (при увеличении количества произошедших несчастных случаев на производстве с легкими последствиями в текущем периоде на три и более несчастных случаев на производстве у работодателей, среднесписочная численность которых не превышает 50 человек; на четыре и более несчастных случаев на производстве у работодателей, среднесписочная численность которых не превышает 100 человек; на пять и более несчастных случаев на производстве у работодателей, среднесписочная численность которых составляет 100 человек и более);
г) отсутствие в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда информации о результатах проведения специальной оценки условий труда у организации (ИП), сведения о которой внесены в ЕГРЮЛ/ЕГРИП более 12 месяцев назад, при условии, что эта организация (ИП) является страхователем в СФР и представляет информацию о 50 и более застрахованных лицах, или наличие в Федеральной государственной информационной системе учета результатов проведения специальной оценки условий труда информации о результатах проведения специальной оценки условий труда более пяти лет назад при наличии рабочих мест с вредными или опасными условиями труда.
Теперь для проведения внеплановых проверочных мероприятий появляется еще два дополнительных основания, а именно:
-
выявление признаков выплаты заработной платы ниже минимального размера оплаты труда путем соотношения фонда оплаты труда и количества работников за отчетный период;
-
отсутствие кадровых изменений при условии сокращения обязательных отчислений в Социальный фонд России (СФР) на 50%.
Что касается первого индикатора, то уже сейчас некоторые работодатели получают предписания Роструда относительно таких ситуаций. Здесь проблема может заключаться в том, что некоторые сотрудники могут работать по совместительству или на неполную ставку. И такие ситуации будут выявляться, и работодатели будут получать запросы, которые нужно будет «отработать», предоставив основания и документы, подтверждающие законность такого размера заработной платы в отношении конкретных сотрудников.
По второму индикатору ситуация тоже может быть интересной. В сегодняшних экономических условиях работодатели пытаются адаптироваться к новым реалиям, меняя системы оплаты труда. И довольно часто осуществляется переход к окладно-премиальной системе оплаты труда, когда оклад устанавливается минимальный, а премиальная часть может превышать окладную в два-три раза в зависимости от достигнутых показателей либо не выплачиваться вовсе, если есть какие-либо нарушения со стороны сотрудников. Такие системы оплаты распространены в сфере продаж, например, где активно применяются бонусы от продаж и других показателей. Но сейчас такие подходы активно распространяются и на другие сферы, включая производство. Соответственно, сокращение фонда оплаты труда может быть при разных обстоятельствах, включая законные процедуры, что может подсветить каждого такого работодателя для контролирующих органов.
По большому счету мы видим, что государство намерено бороться с уменьшением фонда оплаты труда, говоря о защите прав работников, но попутно пытаясь бороться с «серыми» зарплатами, а значит, с уменьшением размеров налогов, поступающих в бюджет, и взносов в страховой фонд на фоне дефицита бюджета. Получается, что каждый работодатель, который сейчас пытается оптимизировать свои расходы, включая адаптацию фонда оплаты труда, рискует тем, что он может попасть в фокус внимания не только Роструда, но и налоговых органов. Стоит также обратить внимание еще и на то, что в последнее время рапортуют о рекордно низком уровне безработицы, что дефицит кадров на рынке отсутствует и сейчас работники выбирают работодателей, а не наоборот. В некоторых сферах действительно так. Работодатели борются за работников, предоставляя все более комфортные условия труда. Но так происходит не везде. Есть производственные секторы, где просадка по прибыльности очень существенная, при этом работодатели не бросают своих работников, они активно стараются их поддержать, сохранить штат, но при этом сокращение уровня заработной платы неизбежно.
Поэтому введение данных индикаторов — дополнительный повод для проверок, которые с 2022 г. были фактически прекращены, но без проверок жизнь государственного аппарата не так динамична. Особое беспокойство вызывает у чиновников ситуация, когда снижается поток денежных средств в бюджет. Поэтому автор полагает, что это не последние изменения в этом направлении.