Так оценивают представители законодательной и исполнительной власти принятый в окончательном чтении 17 ноября Госдумой и поддержанный 22 ноября сенаторами Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 г. и на плановый период 2025 и 2026 гг.». При этом главной его статьей расходов стала национальная оборона. Но можно согласиться, что тотального крена в «оборону» удалось избежать.
Сначала коротко об основных параметрах принятого федерального бюджета. Его доходы утверждены в размере 35,065 трлн руб. в 2024 г., 33,552 трлн руб. в 2025 г. и 34,051 трлн руб. в 2026 г. Ожидаемый размер расходов — 36,66 трлн, 34,382 трлн и 35,587 трлн руб. соответственно. Дефицит составит 1,595 трлн руб. в 2024 г., 0,83 трлн руб. в 2025 г. и 1,536 трлн руб. в 2026 г. Причем последний относительно ВВП ожидается в размере 0,9% в 2024 г., 0,4% — в 2025-м и 0,8% — в 2026-м.
Основными источниками финансирования дефицита в 2024—2026 гг. станут государственные внутренние заимствования, а в 2024 г. и средства Фонда национального благосостояния. Его объем, как ожидается, сократится с 12,178 трлн руб. до 11,19 трлн руб. Но к концу 2025 г. объем ФНБ должен вырасти до 13 трлн руб., а к концу 2026 г. — до 14,872 трлн руб.
«Если ценовая ситуация, как сегодня, сохранится, то ФНБ будет пополняться и мы будем устойчиво иметь бюджетный дефицит в пределах 1% <...> бюджет обеспечивает задачи макроэкономической стабильности и сбалансированности, о которых говорил президент», — так оценил его министр финансов России Антон Силуанов.
Конечно, не осталось без внимания наблюдателей, что главной статьей в структуре расходов федерального бюджета в 2024 г. впервые в современной России значится национальная оборона (29,4%, или 10,78 трлн руб.) — на 68,2% больше оборонных расходов 2023 г. В то же время ранее всегда лидировавшая статья расходов — на социальную политику — в этот раз получила вторую позицию (21,1%, или 7,7 трлн руб.).
Но при этом отмечено, что ко второму чтению внесение правительством в проект бюджета более 760 поправок нацеливало на перераспределение 6,7 трлн руб. на предстоящие три года. В РБК, например, подсчитали, что только на 2024 г. из закрытой части в открытую «перебросили» около 1,2 трлн руб.
В результате расходы на социальную политику в бюджете выросли на 2 трлн руб., или на 11%, превысив их в бюджете текущего года на 19,1%. А пострадали в «социалке» траты только на физкультуру и спорт (–5,5%). Подрезали также расходы на национальную экономику (–5,7%) и общегосударственные вопросы (–6,6%).
Поэтому не стоит, видимо, искать непримиримых противоречий в словах А. Силуанова, что повышение доли расходов на обеспечение обороноспособности до рекордных 29% не значит, что бюджет на будущий год будет «военным».
«Да, расходы увеличены на военное направление, но приоритет в расходах бюджета отдается социальным вопросам», — сказал он.
«17 500 санкций объявлено нашей стране, идет СВО. Но если сравнить бюджет 2024 г. и, допустим, бюджет, который принимала Государственная Дума в 2000 г., в последующие годы в ситуации финансового кризиса, то бюджет, который мы принимаем сегодня, однозначно отличается в лучшую сторону», — отметил на пленарном заседании Председатель Госдумы Вячеслав Володин.
К сожалению, «укороченность» жанра передовой не позволяет представить все отмеченные им направления и размеры бюджетных расходов, подтверждающие сильную «гражданскую» направленность принятого федерального бюджета — от роста МРОТ и пособий до развития космоса.
На приоритетность социальной направленности указал и Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов: «Приоритетными направлениями расходов остаются расходы на социальную сферу. Значительные дополнительные средства выделены на здравоохранение, в том числе на строительство и реконструкцию учреждений отрасли, на лекарственное обеспечение в рамках борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями, на создание системы долговременного ухода за пожилыми и инвалидами».
Конечно, не обойдены вниманием в бюджете и регионы.
«Поправками общий объем межбюджетных трансфертов в 2024 г. увеличен на 101 млрд руб. Эти средства станут хорошим подспорьем регионам для решения важных, в первую очередь, социальных задач. В федеральном бюджете распределено 96,8% общего объема трансфертов, что дает регионам ясность исполнения своих бюджетов и позволяет оптимизировать бюджетное планирование», — подчеркнул А. Артамонов.
А. Силуанов в Совете Федерации снова указал на равенство основных задач на предстоящие три года — обеспечение финансирования нужд обороны и безопасности, специальной военной операции, а также всех социальных обязательств государства перед гражданами.
«Также это обеспечение технологической независимости страны, направление средств на развитие новых отраслей, таких как сфера беспилотников, а также на микроэлектронику и станкостроение, на создание своей собственной технологической базы», — сообщил Министр.
По мнению и.о. Председателя Счетной палаты РФ Галины Изотовой, федеральный бюджет сформирован с учетом приоритетных задач, поставленных президентом страны. Параметры документа сбалансированы, он является социально ориентированным.
В свою очередь заместитель Председателя Совета Федерации Николай Журавлев, в частности, отметил: «Под полным контролем Министерства финансов находится госдолг, он у нас один из самых низких в мире. Обеспечена необходимым финансированием обороноспособность страны, поддержка участников СВО и членов их семей, интеграция новых регионов, технологическое развитие и трансформация экономики, а также поддержка субъектов Российской Федерации».
Подводя итоги обсуждения, Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что документ обладает всеми качествами бюджета мощного суверенного государства, способного развиваться и противостоять любым вызовам.
«Он создает возможности для гарантированного обеспечения безопасности нашей страны — всесторонней, долгосрочной и на современном, опережающем уровне», — подчеркнула глава сената.
Действительно, с чего бы «стесняться» и оборонных возможностей нашего федерального бюджета.